Транзитный номер

Эксперты допускают, что контроль Назарбаева над Казахстаном будет ослабевать
Нурсултан Назарбаев выступает с обращением 19 марта 2019 года. Фото пресс-службы Акорды

19 марта в 19:00 по местному времени Нурсултан Назарбаев объявил, что слагает с себя полномочия президента. Он был у власти чуть меньше 30 лет, с июля 1990 года. Мы продолжаем публикацию комментариев экспертов, которые размышляют, что могло натолкнуть Елбасы на такой шаг, ждать ли Казахстану обострения проблем и кто может победить на будущих президентских выборах.

СУЛТАНБЕК СУЛТАНГАЛИЕВ, политолог:

Султанбек Султангалиев. Фото с сайта Ia-centr.ru

— Я полагаю, что власть приступила к намеченному сценарию транзита, о котором говорили эксперты. Конечно, новость сенсационная, но только лишь с той точки зрения, что никто не ожидал именно отставки главы государства. Предполагались различные варианты, но, думаю, никто не ожидал именно такого развития событий.

— Какие политические, экономические и социальные проблемы обнажатся после ухода Назарбаева?

— Полагаю, что глава государства максимально взвесил и оценил все риски, связанные с досрочным прекращением им своих президентских полномочий. Отставка — это не вынужденный, а продуманный стратегический шаг. По-прежнему все общественно-политические процессы в стране находятся под полным контролем Елбасы. Поэтому никаких политических и социальных потрясений не предвидится. Разноплановые проблемы в сфере внутренней политики, социальном и экономическом секторах были, есть и будут. Их никто не замалчивал. Полагаю, что само течение общественных процессов получит новый импульс. Следующие месяцы — это серьезный экзамен на жизнеспособность системы государственного управления. И в связи с этим скажу, может быть, непопулярную сейчас мысль: «Назарбаев ушел с поста президента слишком рано». Необходимо было провести конституционные реформы с переходом на новый формат, а именно — парламентскую республику. И только Назарбаев мог совершить такую реформу без осложнений, сейчас такая перспектива осталась в зыбком тумане, и все общество снова находится в более чем подвешенном состоянии.

— Можете ли предположить, кто станет преемником?

Полагаю, что вопрос о преемнике актуально не стоит. На мой взгляд, вполне естественным был бы переход в новую, парламентскую форму госуправления.

ТОЛГАНАЙ УМБЕТАЛИЕВА, политолог, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии:

Толганай Умбеталиева. Фото с сайта Exclusive.kz

— Что могло подвигнуть Назарбаева на такое неожиданное для народа решение? Состояние здоровья, ситуация в стране или просто осознал, что не справится?

— Я думаю, все вместе. В первую очередь это проблемы, которые навалились на страну. Было много вопросов, которые он должен был решить: осложнение социальной и экономической ситуации, плюс большие проблемы в обществе — сильно накопилась социальная протестность. Со всех сторон шло давление. И в его возрасте сложно быстро реагировать на все это. Поэтому думаю, что это правильное, серьезное решение. Но, кроме того, важно, что он остается в политике и будет оказывать влияние на выборы следующего президента, ведь нынешней политической элите без него было бы сложно выбрать нового президента.

— Что теперь ждет страну и политическую верхушку?

— Пока состоятся следующие президентские выборы, нужно сохранить стабильность в стране и внутри элиты и организовать новые президентские выборы.

Возможно, изменится повестка дня с новым президентом. Токаев все-таки исполняющий обязанности, и ему нужно осуществить задачи, которые президент уже озвучил перед своим уходом. Поэтому не думаю, что на повестке дня у правительства встанут новые вопросы. Но с новым президентом, возможно, понадобится новая программа для решения поставленных задач.

— Может ли уход Назарбаева спровоцировать войну кланов за кресло президента с привлечением различных деструктивных сил?

— Внутриэлитные конфликты никогда не прекращались и при Назарбаеве. И они могут продолжиться. Но не думаю, что они приобретут ту остроту и радикальность, которая была бы возможна, если бы Назарбаев ушел физически. Тогда не было бы фигуры политической, пусть даже на заднем плане, которая могла бы все это контролировать. Вот тогда бы нестабильность была гарантирована и был бы высок риск войны между элитными группами. Но присутствие Назарбаева и его контроль над процессами во время следующих президентских выборов, наверное, является самым правильным решением.

И еще полагаю, что данный шаг президента можно рассматривать как попытку снизить влияние политических сил, находящихся за рубежом, которые хотели бы принять участие в выборах, — например Аблязова или других.

— Ваши предположения, кто станет преемником?

— Пока сложно сказать. Конечно, кандидатуру Токаева как представителя старой элитной группы тоже нужно рассматривать. Возможно, Дарига Назарбаева выдвинет свою кандидатуру как представитель семьи. Возможно, кто-то из молодых, потому что президент в своем послании много раз обращался к молодому поколению. Но думаю, в ближайшие 3-4 месяца круг кандидатов определится. Возможно, они сами заявят о себе.

— Казахстан остается под контролем Назарбаева, раз он остается главой Совета безопасности?

— Да, думаю, он останется у власти. Официально он не будет занимать должность, но большую часть функций и обязанностей будет выполнять. И главное, что он будет выполнять роль контролирующего органа и последнее решение будет за ним. Я не думаю, что Токаев будет перебегать дорогу и брать ответственность на себя за решение многих вопросов. Назарбаев остается в политике, и это, наверное, играет стабилизирующую роль.

ДАНИЛ БЕКТУРГАНОВ, политолог:

Данил Бектурганов. Фото с сайта Total.kz

— Президент ушел по-казахски. Помните анекдот? Англичане уходят, не прощаясь, а казахи прощаются, но не уходят? Точно так же и президент. Кресло председателя Совбеза позволяет по-прежнему управлять страной и оставаться центром принятия решений еще очень долго — сколько здоровье позволит. Просто центр принятия решений в стране перемещается из администрации президента в Совбез, логика в этом есть. Еще с мая прошлого года Совбез фактически определен как главный конституционный орган страны. Через него проходят все госпрограммы, все законопроекты, все государственные значимые инициативы. Пост председателя Совбеза фактически и есть президентский пост. Так что политической верхушке можно особо не беспокоиться. Все осталось на своем месте.

— Изменится ли внешняя политика Казахстана, ведь в стране Назарбаев остается единственным авторитетным политиком, который может принимать решения по глобальным межгосударственным вопросам? Взаимодействие с какими странами может ухудшиться или улучшиться после его ухода?

— По внешней политике не думаю, что возникнут какие-то серьезные изменения. Во-первых, представление о том, что вся внешняя политика страны держится только на личности президента, мягко говоря, преувеличено. Во-вторых, претензии Казахстана на какую-то глобальную роль тоже по факту несколько завышены. Единственная страна, на мой взгляд, от которой можно было бы ждать неадекватной реакции, — это Россия, но у нее так много интересов в Казахстане и так много конкурентов, что на эту тему тоже можно не переживать.

— В какую сторону может измениться отношение Запада к Казахстану?

— Отношение условного «Запада» останется прежним — ведь не сам президент постоянно ведет диалог, и на Западе, и у нас есть огромный бюрократический аппарат, который и вертит делами. Наоборот, готов спорить, что все новостные ленты будут ломиться от сообщений, что Запад приветствует это решение, и заверений в поддержке сложившихся хороших отношений. У Запада в Казахстане столько активов и столько возможных проблем, что ни о какой экспансии никто всерьез думать не станет.

Какие политические, экономические и социальные проблемы сразу же обнажатся после ухода Назарбаева?

— На самом деле проблемы давно обнажились, просто о них не принято говорить громко. Коррупция. Тотальный непрофессионализм, следствием которого является жесточайший кадровый дефицит. А тотальный непрофессионализм растет из разваленной системы образования. Социалка — как был там адский ад, так он и остался, ничего не изменилось. Сильнейшее социальное расслоение. Все давно обнажено, и изменить что-либо очень сложно будет. Хорошо и приятно валить все проблемы на старое руководство — дескать, допущены перегибы, волюнтаризм в госпрограммах, дутые цифры, ну и прочее. А тут такой финт не пройдет: председатель Совбеза не спит и все видит. А с его полномочиями ему любого президента поменять, что комара прихлопнуть. Как решать проблемы в такой ситуации? Ответ — никак! Продолжаем имитацию бурной деятельности. Так же будем в год сажать по десятку коррупционеров и затыкать нефтяными деньгами дыры в социальной политике. Никаких изменений.

— Может ли уход Назарбаева спровоцировать войну кланов за кресло президента с привлечением различных деструктивных сил? Ваши предположения о преемнике?

— Тут интересный парадокс. Законодательство настолько заточено под одного-единственного президента, что теперь даже оснований для объявления внеочередных не найдешь. Смотрите. Внеочередные по ст. 52 закона невозможны, ибо статью исключили еще в 1998 году. Единственное основание для объявления внеочередных — это указ президента. Хорошо, Токаев становится по указу президентом с 20 марта. Но его никто не заставляет объявить внеочередные выборы. Может сидеть до окончания срока полномочий. Окончание срока полномочий — 20-й год. Не думаю, что Токаева будет сильно беспокоить, что он не избранный, а назначенный президент. Он всю жизнь назначенный. Привык. Так что войны кланов за кресло пока не предвидится, игра не стоит свеч. Пока главой Совбеза является старый президент, для элит и кланов ничего не изменилось. Это и есть то, что первый президент называет «стабильностью», а все остальные — «застоем».

АНДРЕЙ ГРОЗИН, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ:

Андрей Грозин. Фото с сайта Azattyq.org

— Что побудило Назарбаева принять решение об отставке?

Все, что относится к теме здоровья президента, отнесено в Казахстане к особенно охраняемой государственной тайне, потому повлиял ли этот аспект на решение Назарбаева, мы не узнаем. Если определять визуально, то Нурсултан Абишевич выглядит лучше, чем Ельцин в 2000 году, потому, не зная всех деталей, нельзя наверняка сказать, что отставка связана со здоровьем или возрастом. Понятно, что почти в 79 лет тащить такой воз ответственности тяжело.

Сыграло свою роль то, что произошло в Узбекистане в 2016 году и в Киргизии в 2018-м. Вопросы транзита власти в этих странах наверняка занимали внимание Лидера нации и он сделал определенные выводы. Тема транзита власти в Казахстане стала широко обсуждаться в последние два года, раньше этот вопрос был табуирован, а с недавних пор даже государственные СМИ начали вносить эту тему в общественный дискурс. Потому ничего неожиданного не случилось.

Многие эксперты называли похожие сценарии развития событий. Общая настроенность отражала реальное положение вещей. Назарбаев понимал, что процесс транзита власти отменить невозможно, потому решил его возглавить. Транзит будет проходить по максимально щадящему сценарию. Президент никуда не уйдет, а останется у власти, просто переедет в другой кабинет. В его заявлении четко прописано, что он остается и в качестве главы «Нур Отана», и в качестве руководителя Совбеза. Перестав быть президентом, он остается Елбасы. Это удобно, это снимает каждодневную необходимость участвовать в текущих проблемах страны и перекладывает ответственность на преемника, парламент, премьер-министра. Сам Назарбаев останется в качестве небожителя, который в конечном итоге будет принимать важнейшие решения.

— То есть по сути ничего не меняется?

— Все будет зависеть от того, как долго физическое и умственное состояние президента позволит ему функционировать в рамках этой обновленной системы власти. Другого ограничения нет. Глядя на Бутефлику, например, можно сказать, что 79-80 лет для правителя не так уж и много, при современном развитии медицины таким лидерам легко можно пробыть у власти еще лет десять.

— Может быть, это и вовсе театральная постановка?

— В Казахстане ничего нельзя исключать. Могли изобразить некий фальстарт, чтобы выявить тех, кто пожелает этим воспользоваться, но это был бы макиавеллизм самого крайнего пошиба. Если бы ставились такого рода задачи, то можно было бы обойтись без обращения к нации. Собственно, последние лет десять в Казахстане только этим и занимались. Можно вспомнить Умурзакова, Мусина и так далее. Фальстарт был с Рахатом Алиевым, тогда была многоходовая постановка. В итоге Алиев подставился. Сейчас не думаю, что есть такая необходимость. Элиты выдрессированы и выстроены. Президент сейчас должен чувствовать себя гораздо спокойнее, нежели десять или двадцать лет назад.

— Возможен ли переход к парламентской республике?

— Казахстанская коллегия год-два назад обсуждала возможность создания «коллективного преемника» на базе парламента или новой государственной структуры. По всей видимости, тема утратила свою актуальность. Теоретически ничего нельзя исключать, в любом случае в краткосрочной перспективе внимание общественности и деятельность элит будет концентрироваться на досрочных президентских выборах, остальное отложат на потом. Если бы было намерение выстроить гибридную парламентскую систему, например по киргизскому образцу, мы бы увидели эти шаги раньше. Я пока таких шагов не вижу. Если это и перспектива, то отдаленная.

— Может ли уход Назарбаева спровоцировать войну кланов или групп за кресло президента с привлечением различных деструктивных сил?

— Это будет способствовать, поскольку есть общая неуверенность и непонимание того, как окончательно пойдет процесс среди финансово-промышленных групп, не включенных в сценарий, который сейчас реализуется. Скорее всего, есть группы, которые ничего не знали об отставке, иначе информация начала бы просачиваться в массы. По всей видимости, решение было принято узким, ограниченным кругом лиц, не допускающих никакой утечки информации. Назарбаев даже Путину позвонил, насколько я слышал, за час или два до зачтения обращения. Значит, в республике существует большое количество бизнесменов, чиновников, которые переживают за свое будущее, и это может повлечь за собой некие хаотические действия.

Но я думаю, что при живом Назарбаеве, который, как в анекдоте, прощается, но не уходит, скорее всего, война элит не развернется. Как раз такая постановка транзита власти и заточена на то, чтобы избежать войны элит. Потому и возник вариант с Токаевым, который рассматривается элитами в качестве временной, несамостоятельной фигуры, не имеющей команды и ресурсов. Возможно, что потом, когда влияние Лидера нации в силу естественных причин начнет слабеть, противостояние будет выливаться в более серьезные формы, однако, пока Назарбаев остается общепризнанным арбитром, против него никто ничего сделать не сможет. За его спиной остается глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов, а еще Министерство обороны, МВД и генпрокурор.

ШОКИР ХАКИМОВ, заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана, доктор юридических наук:

Шокир Хакимов. Фото с сайта News.tj

— Безусловно, это прецедент в Центрально-Азиатском регионе, когда первое лицо страны по собственному желанию уходит в отставку. Назарбаев по сравнению с другими главами государств интеллектуал и прагматик, который, несмотря на свой возраст, последовательно старался создать современную и успешную казахстанскую государственность. Вместе с тем он как субъект законодательной инициативы под предлогом конституционной реформы неоднократно вносил изменения, манипулируя общественным сознанием. Сущность этих изменений прежде всего отражала его интересы. И даже после своей отставки, согласно порядку, установленному Конституцией Казахстана, он не только остается в системе государственных институтов, но и будет иметь возможность использовать многочисленные льготы и привилегии. Но не исключаю, что после проведения президентских выборов, в зависимости от того, будет ли легитимным его преемник, влияние и контроль Назарбаева во всех отношениях постепенно будет снижаться.

Немаловажным моментом является и то, как пройдут предстоящие президентские выборы — в соответствии с международными стандартами, и у граждан будет реальная возможность реализовать свои конституционные права на честное и свободное волеизъявление или эти выборы будут очередной фикцией с участием одного фаворита и других малоизвестных кандидатов. Казахстан — геополитический центр, поэтому внешние факторы также могут повлиять на формирование общественного мнения. Важно, чтобы предстоящие выборы прошли цивилизованно, и их результаты стали объектом подражания для других стран СНГ, особенно в Центрально-Азиатском регионе.

Александр Троицкий, Фараби Алибиев