Аймгуль Шамуратова приходит на встречу со своими родителями каждый день. Ее отец — поэт и драматург Амет Шамуратов, а мать Аймхан — актриса и певица, единственная каракалпачка, получившая звание «Народная артистка СССР». В память о них Аймгуль открыла в Нукусе первый в Каракалпакстане частный музей.
Зарезали прямо на сцене
Идею увековечить память родителей поддержали сестры Аймгуль и ее брат. Сам музей был выстроен мужем Аймгуль — Султамуратом Таубалдиевым. В стройку семья вкладывала все свободные средства. Актриса Аймхан Шамуратова была известна на весь Советский Союз, дружила с Нонной Мордюковой, Тамарой Ханум, Гавриилом Абдуловым и его женой Людмилой. Султанмурат, зять Аймхан, считал семейный музей Шамуратовых самым главным построенным объектом в своей жизни.
Первых посетителей музей принял двадцать лет назад. Тогда в нем насчитывалось чуть более трехсот экспонатов. Сегодня их около трех тысяч, они собраны со всех уголков республики. Здесь не только личные вещи четы Шамуратовых, но также картины и книги каракалпакских художников, старинные женские украшения из серебра, датированные XVIII–XIX веками, ковры ручной работы, прочие предметы быта, необходимые для жизни в юрте, а также множество других уникальных экспонатов.
Выставляют эти вещи для того, чтобы юные посетители могли прикоснуться к прошлому, узнали, что было до айфонов и планшетов. Здесь можно увидеть, как одевались модницы сто с лишним лет назад, и понять, чем одежда незамужней девушки отличалась от наряда той, что вступала в брак. Количество подобных предметов тут невелико, но каждый выставленный экспонат представляет собой историческую ценность, за которую знатоки старины готовы выложить немалые деньги. Часть украшений и нарядов принадлежали самой Аймхан Шамуратовой. В одних она играла на сцене, в других выходила в свет.
Артисткой Аймхан решила стать в 15 лет, когда пришла на один из спектаклей в Турткульский народный театр (девушка приехала в Турткуль, первую столицу Каракалпакской АССР, учиться — в ауле Канлыкульского района, где она родилась, была только начальная школа). Родные не одобряли ее выбор, поэтому в родном ауле все считали, что она учится на учительницу. Однако отношение родных изменил трагикомический эпизод, о котором всегда рассказывают гостям музея.
Одну из героинь Шамуратовой, которую она играла на сцене, звали Айсара. По пьесе отец убивал ее за то, что дочка сняла паранджу. Корреспондент газеты «Кызыл Каракалпакстан» написал об этом спектакле, но так, что невозможно было понять, кого именно убили, — героиню или саму актрису. Через несколько дней до матери Аймхан дошли слухи, что дочь погибла — ее зарезали прямо на сцене театра! Убитая горем женщина отправила в дорогу сына, чтобы тот узнал, кто именно совершил злодеяние и где упокоилась их дочь и сестра. Как легко догадаться, брат нашел Аймхан живой и невредимой — и от радости родные благословили ее играть в театре. Кто мог знать в то время, что совсем скоро о ней узнает вся страна?
Во время войны Аймхан работала в концертных бригадах, которые выступали под девизом — «Все для фронта, все для победы!». В эти тяжелые для страны годы у Аймхан уже росли две маленькие дочери-погодки Зухра и Зияда. Чтобы дети не отрывались от матери, она возила их с собой по дальним аулам Каракалпакстана. Одна концертная площадка сменялась другой, школьный зал — чистым полем. Бывало, что до места добирались несколько дней: на грузовиках, автобусах и даже на арбах, когда моторный транспорт утопал в грязи и в снегу. Все средства от концертов строго учитывались, у артистов была высокая цель: помочь Советской армии собрать деньги на самолет. И им на самом деле удалось собрать нужную сумму — этим семья Шамуратовых гордится до сих пор.
Хозяйка музея Аймгуль — младшая из дочерей, она родилась через восемь лет после окончания войны. Своего отца она не помнит: ей исполнился всего месяц, когда он ушел из жизни. Аймхан Шамуратова овдовела в тридцать шесть и всех своих семерых детей поднимала одна.
Ее муж всегда и во всем поддерживал любимую Аймхан. В девичестве Казыбаева, после брака она взяла фамилию Амета. Познакомились они в Москве в далеком 1936 году. Будущая звезда, которой недавно исполнилось девятнадцать, приехала записываться на всесоюзном радио. Амет в то время учился на рабфаке Московского зооветеринарного института. Через несколько лет они сыграют скромную свадьбу, позже в их семье родятся семеро детей.
В сороковые годы прошлого века Амет Шамуратов был заместителем председателя Совнаркома Каракалпакской АССР и директором узбекского Государственного издательства художественной литературы в Ташкенте. Шамуратова знают и помнят здесь как первого детского писателя. Его пьесы ставились на сцене Каракалпакского театра имени Станиславского, в котором тогда блистала его жена. Автор поэм, повестей и рассказов, он также переводил на свой родной язык Пушкина, Лермонтова, Горького, Чехова и Крылова. По многим из этих переводов дети советской Каракалпакии открывали для себя мир русской классики.
Амет Шамуратов умер в 1953 году, ему был всего сорок один год. Народной артисткой СССР, первой и последней в Каракалпакстане, Аймхан станет спустя 15 лет после смерти мужа. Сама актриса скончается в 1993 году, пережив супруга на 40 лет.
Мастер-классы для молодых
Билет в музей для школьников стоит 3 тысячи сумов (примерно $0,36), для взрослых — 10 тысяч (около $1,2). Иностранцы платят за вход сумму, по курсу равную трем американским долларам.
В зале музея — портреты и фотографии. На них актриса предстает в образе любимых героинь, многих из которых она играла десятки раз. Здесь же — письма и телеграммы, вырезки из газет, сборники произведений ее мужа Амета Шамуратова.
Кажется, что гримерка народной артистки СССР неподвластна времени. Похоже, что там, за алой лентой, прямо сейчас начнется превращение Аймхан в Анну Ивановну из пьесы Островского «Бедность не порок», Толганай из «Материнского поля» или Шахсанем из «Гарип ашык». В театре и кино Шамуратова сыграла около сотни ролей.
Школьники приходят в этот музей на экскурсии целыми классами. Затаив дыхание, слушают меццо-сопрано своей знаменитой землячки. Часто бывают здесь и студенты вузов, в особенности Нукусского филиала Ташкентского института культуры и искусства.
Для них особенный интерес представляют аудио- и видеозаписи актрисы и певицы, ставшей легендой — это своего рода мастер-классы для молодых актеров. К их услугам как старые пластинки, так и современные DVD-диски. Видео выводится на большой экран, иностранные туристы переснимают его на свои айфоны — им особенно нравятся исполняемые Шамуратовой старинные песни и отрывки из народных эпических произведений.
Многие будущие актрисы признаются, что мечтают стать такими, как Аймхан Шамуратова. Ее дочь Аймгуль рада, что они готовы учиться у мастеров, и охотно делится с ними воспоминаниями о матери.
Рядом с музеем Шамуратовых находится отель, также построенный их семьей, а в пяти минутах ходьбы — Государственный музей искусств имени Савицкого. Считается, что в нем находится вторая в мире коллекция русского авангарда.
Есть у семьи Шамуратовых и туристическая компания, но это скорее хобби, чем бизнес.
— Посетители удивляются, когда узнают, что мы решили сохранить память о родителях таким образом, — рассказывает директор, экскурсовод и главный хранитель музея Аймгуль Шамуратова. — А еще говорят, что это нужно не только нам, но и тем, кто придет после. Они называют маму достоянием республики и фотографируются на фоне ее портретов. Так, признаются гости, они забирают с собой частичку тепла нашего края.
Десять тысяч в год
В книге отзывов музея множество записей на самых разных языках: китайском, французском, японском, арабском, русском.
«Моему восхищению нет предела! С такой любовью воссоздана жизнь и музыкальное творчество великой дочери каракалпакского народа — Аймхан Шамуратовой, народной артистки СССР — ее замечательными дочерьми Аймгуль и Зульфией Шамуратовыми. Честь вам и хвала за любовь и верность памяти вашей мамы, без которой немыслимо музыкальное искусство народов Советского Союза», — пишет главный редактор газеты The Bukharian Times Рафаэль Некталов из США.
А сотрудница Третьяковской галереи Ирина Пронина оставила в книге отзывов такую запись: «Желаю дальнейшего развития замечательному музею, сохраняющему живую природу народного искусства Каракалпакии. Ваш музей, как и музей Савицкого, создан с огромной любовью к этой земле».
— Ежегодно нас посещают более 10 тысяч человек. Экскурсии проводим на русском, узбекском и каракалпакском языках. Сама я вожу их еще и на английском, так по я специальности преподаватель иностранных языков, — говорит Аймгуль Шамуратова. — В музее работают три сотрудника. Одна из них — Маржан Шерниязова, которая сначала пришла устраиваться техничкой. Сегодня она — ведущий экскурсовод и хранитель музея, которому отдала 18 лет своей жизни. Есть при музее и свой музыкальный коллектив — «Аймхан лапызы». Артисты выступают на всех праздниках республиканского масштаба, часто дают благотворительные концерты в домах-интернатах для детей и пожилых людей. Эти наши акции — также дань памяти мамы, которая считала, что талантом, как и добротой, нужно делиться с людьми. Два года назад в Ташкентской государственной консерватории прошел вечер памяти, посвященной столетию нашей мамы. На сцене выступали народные артисты Узбекистана Мунажат Юлчиева, Гулнар Алжанова, Нормумин Султанов и другие — они исполняли песни из репертуара Аймхан Шамуратовой. На том вечере коллективу «Аймхан лапызы» было присвоено звание «Народный самодеятельный ансамбль».
В мае в музее готовятся отметить двадцатилетний юбилей. Хозяйка музея признается, что без старших сестер, брата и супруга он будет грустным.
— Три сестры, брат и мой муж покинули эту землю, но каждый из них внес вклад в создание музея, — говорит Аймгуль Шамуратова. — Закрывать музей мы не собираемся. Продолжать нашу работу будут внуки Шамуратовых — мои дети. Рядом со мной два сына и дочь, они готовы взять управление в свои руки, несмотря на то что у них есть свои семьи, работа и бизнес.
Сегодня в Каракалпакстане существует несколько частных музеев. В Канлыкульском районе в прошлом году появился Музей девяностых, в Муйнаке на днях открылся Дом–музей рыбака. Их хозяева не ставят своей целью составить конкуренцию знаменитым государственным музеям — таким образом они хотят лишь сохранить живую связь времен. Они надеются, что их дети будут знать историю и помнить, что было до них…
-
12 ноября12.11ФотоГерметичные краски окраинВ Ташкенте открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова
-
06 ноября06.11ФотоСтыдно должно быть агрессорам, а не жертвамГалерея 139 Documentary Center возобновила работу в Ташкенте с выставки против насилия
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу
-
23 сентября23.09ФотоИмам упал в обморокВ Ташкенте прошел гастрономический фестиваль Lazzatli O’zbekiston
-
17 сентября17.09Эрмитаж и WOSCU — почти десять лет сотрудничестваЧем культурное наследие Узбекистана удивило Эрмитаж? Доклад Павла Лурье