Вопрос, сколько получают чиновники, интересовал общество во все времена. Какой должна быть зарплата государственного человека, чтобы он добросовестно выполнял свои обязанности, не прибегая к неформальным видам заработка? Иными словами, не беря взятки?
Связь между коррупцией и зарплатой должностных лиц, безусловно, существует, но она не столь очевидна. Одни считают, что чем больше зарплата чиновника, тем меньше у него соблазна «решать вопросы» за мзду. Другие уверены, что госчиновники все равно будут брать взятки, повышать им зарплаты — бессмысленно тратить государственные деньги.
Мнения узбекистанцев по этому вопросу разделились в довольно интересном соотношении. Как показали результаты опроса, проведенного изданием Kun.uz, 70% опрошенных узбекистанцев считают, что коррупцию можно искоренить, назначая большие зарплаты чиновникам. Оставшаяся часть респондентов скептически отнеслась к подобному способу борьбы с коррупцией. Кроме того, издание пыталось выяснить, какой размер зарплаты чиновников население считает «достойным» и «справедливым», чтобы они не брали взятки. Около половины респондентов указали сумму более $2000 в месяц. Это почти в 10 раз больше номинальной среднемесячной зарплаты по республике за 2018 год.
Однако насколько оправдано 10-кратное повышение зарплаты чиновникам высоких рангов для искоренения коррупции, даже если это будет реализовано? Какие зарплаты можно считать «оптимальными» с точки зрения нагрузки на бюджет и достойного вознаграждения их труда?
Для ответа на эти вопросы мы предлагаем сравнить соотношение зарплат чиновников разного ранга к средней зарплате в странах с низким уровнем коррупции. Результаты показывают, что как минимум половина опрошенных узбекистанцев переоценивают роль «больших зарплат» в борьбе с коррупцией.
«Бедные» чиновники
Интерес к размерам зарплат чиновников разгорелся в Узбекистане после того, как Министерство финансов по запросу Газеты.uz раскрыло информацию о должностных окладах государственных служащих в конце февраля этого года.
Цифры шокировали общественность: номинально-среднемесячная зарплата по республике составляет 1,822 млн сумов ($220). Но дьявол в деталях. Во-первых, сумма всех дополнительных надбавок достигает 115%, в частности, для депутатов и сенаторов Олий мажлиса, хокимов областей, районов и городов. Во-вторых, у министерств, ведомств и комитетов есть внебюджетные фонды. Госорганы могут использовать средства этих фондов для дополнительного материального стимулирования своих работников, и доля внебюджетного фонда в зарплате сотрудников может превышать сумму, пришедшую из бюджета. Если учесть, что зарплаты госчиновников складываются из трех компонентов — базового оклада, дополнительных надбавок и средств из внебюджетных фондов, то реально начисленные суммы зарплат могут в три или четыре раза превышать базовые оклады. Исходя из предоставленной Минфином информации, можно рассчитать примерную сумму начисленной зарплаты с применением надбавок и дополнительного стимулирования из внебюджетных фондов. Она может составить от 5 до 7 млн сумов ($590-828) для министра, а для хокимов областей — около 5 млн сумов ($590).
Пока общественность в Узбекистане гадала, сколько же на самом деле получают хокимы, депутаты и министры, подсказка «пришла» из соцсетей. Один из популярных блогеров узнета, представитель хокимията (неизвестно, какого именно) в одной из групп сети Телеграм оставил следующее разъяснение: «Сейчас хокимы областей получают зарплату 10 млн сумов ($1190), хокимы районов — 8 млн сумов ($952), а заместители хокимов — 7 млн сумов ($833). Эти цифры отражают только разряды и оклады. Здесь не учтен президентский фонд» (перевод «Ферганы» с узбекского).
Примерные расчеты и подсказка из соцсетей пролили свет на вопрос о размерах зарплат госслужащих руководящих должностей в Узбекистане. Скорее всего, «представитель хокимията» был прав, и получается, что зарплата хокима области как минимум в 5,5 раза превышает среднюю зарплату по стране, хокима района — в 4,4 раза, а его заместителей — в 3,8 раза.
Насколько «справедливы» эти соотношения для сдерживания коррупции в госорганах на приемлемых уровнях? Может ли такая зарплата удержать от вовлечения в коррупционные схемы?
Чтобы понять это, обратимся к практике стран с низким уровнем коррупции.
А что там у американцев?
Посмотрим, как соотносятся заработок чиновников и средние зарплаты в тех странах, где уровень коррупции довольно низок; в странах, занимающих верхние строчки рейтинга Corruption Perceptions Index — 2018.
Зарплаты высших чинов госслужащих США, Германии и Великобритании превышают средние зарплаты: где в два раза, а где и в шесть с половиной. В частности, зарплата губернатора штата в США больше среднемесячной по стране в 4,14 раза, а зарплата хокима области, если верить сообщению «представителя хокимията», — в 5,5 раза.
Но в опросе, проведенном Kun.uz, 45% респондентов указали, что чиновники, чтобы не брать взяток, должны получать сумму, превышающую среднемесячную зарплату более чем в 10 раз (свыше $2388), а 9% опрошенных указали сумму, равную почти 9-кратному размеру средней зарплаты. Однако данные по США, Великобритании и Германии говорят, что более половины опрошенных узбекистанцев переоценивают роль «больших зарплат» в борьбе против коррупции.
Маленькая зарплата стимулирует коррупцию, а высокая — не снижает
Старший научный сотрудник российского университета «Высшая школа экономики» Татьяна Карабчук изучила влияние уровня заработной платы госслужащих на их отношение к неформальным доходам. Эксперт пыталась выяснить, стимулирует ли низкая зарплата сотрудников полиции их желание брать взятки, и провела сравнительный анализ России, Казахстана, Болгарии и Латвии. В ходе исследования в 2011-2012 годах было опрошено 450-500 полицейских в каждой из четырех стран.
Вывод, который сделала эксперт по результатам своего исследования, был вполне предсказуем — чем меньше зарплата полицейского, тем больше его склонность к коррупции. Скудность семейного бюджета, безусловно, повышает вероятность того, что сотрудник полиции будет брать взятки. В то время как полицейские, получающие более высокую заработную плату, реже подозреваются коллегами в неформальной экономической активности.
Другой эксперт, президент фонда «Индем» Георгий Сатаров считает, что существует совершенно определенная зависимость: маленькая зарплата стимулирует коррупцию, но это вовсе не значит, что высокая зарплата ее снижает. Повышение зарплаты может дать эффект только тогда, если это часть широкого комплекса антикоррупционных мер, реформирования государственной службы и так далее. Отвечая на вопросы корреспондента «Радио Свобода» по поводу повышения зарплат федеральным чиновникам в России в 2004 году в несколько раз, эксперт отметил, что четкой зависимости между уровнем обеспечения чиновников и уровнем коррупции в стране нет. И в этом нет ничего удивительного. По мнению Сатарова, главное, что может ограничивать коррупцию, — это контроль над бюрократией. А если бюрократия предоставлена сама себе, то независимо от окладов она будет работать на себя, а значит, будет и коррупция. «Контролировать бюрократию не может сама бюрократия, — сказал Сатаров. — Это делается только посредством политического контроля, то есть через конкуренцию общественного контроля, через СМИ и гражданское общество, это обеспечивается прозрачностью власти».
-
09 октября09.10IMEI или не имей?Кыргызстанцы столкнулись с проблемами при регистрации ввезенных из-за рубежа смартфонов
-
04 июля04.07ФотоКовры, шафран и скороваркиНа выставке Made in Afghanistan в Ташкенте представлены товары 75 афганских компаний
-
28 июня28.06Проиграют все?Российские власти решили повысить роль полиции в контроле над мигрантами
-
19 июня19.06От базара к рынкуЧто следует предпринять Узбекистану, чтобы страну наконец-то приняли в ВТО
-
13 мая13.05А вуз и ныне тамКыргызско-Российский Славянский университет вновь оскандалился из-за хищений прежнего руководства
-
01 марта01.03Кровь и метанОчереди на узбекских газозаправках обернулись стычками между автомобилистами