Азамат и еще сто тысяч

Один день из жизни курьера Delivery Club — не учителя и не полиглота
Курьер Delivery club. Фото Екатерины Иващенко, "Фергана"

Если клиент не идет к еде, еда идет к клиенту. Этой максимой не первый год руководствуются московские компании, занимающиеся доставкой. Однако своими ногами еда не ходит, тут нужны специальные курьеры. Корреспондент «Ферганы» Екатерина Иващенко провела весь день рядом с курьером Азаматом, не отставая от его велосипеда на своем обычном самокате, таская на плечах сумку с едой, и так же, как он, за весь тяжелый день не получила ни копейки чаевых.

Сегодня на московском рынке действуют два главных конкурента — желтая «Яндекс. Еда» и зеленый Delivery Club. Азамат принадлежит к партии «зеленых», там сейчас заработки лучше.

В Москву парень приехал из Киргизии еще несколько лет назад. Работа начинается в 9 утра и длится 10-11 часов. Можно, конечно, работать и меньше, минимальная смена — 5 часов. Но чем меньше работаешь, тем меньше зарабатываешь. А у Азамата есть большая и светлая цель — купить машину. Вообще Азамат мечтает уехать в Америку, но с двумя рублями туда не поедешь, нужен запас. Курьером столько не заработаешь, а таксистом можно. Таксист в Москве получает хорошо, только машина должна быть своя, а не арендованная. А на свою машину деньги можно собрать, работая курьером.

Фото Екатерины Иващенко, "Фергана"

Вот поэтому Азамат сидит сейчас в сквере и ждет заказа. Утром заказов не очень много. Больше всего их в обед и после шести вечера. Конечно, все курьеры хотели бы работать, когда заказов много, но им не дают: кто тогда будет обслуживать клиентов утром и после обеда? Так что, если хочешь застать часы пик, начинай работать с утра. Только бы не забыть попросить диспетчера, чтобы поставил его «на паузу» часа в четыре дня — будет полчаса на обед.

У Азамата есть знакомые курьеры, которые работают по 15 часов в день и про обед вспоминают, когда уже пора ужинать. Это очень плохо, от такой работы и умереть можно. Сначала Азамат вообще думал, что нельзя работать по 15 часов, это незаконно.

Но юрист Валентина Чупик объяснила, что ничего незаконного тут нет.

— Компании, — сказала Чупик, — не нанимают курьеров, а заключают с ними гражданско-правовые договоры на оказание услуг. Договоры индивидуального подряда не ограничивают максимальную ежедневную занятость. Почему не ограничивают? Потому что курьер тут выступает не как наемный работник, а как предприниматель, который продает свою услугу, в данном случае — по доставке еды. Так что речь здесь идет не о работнике и нанимателе, а о двух предпринимателях, каждый из которых несет ответственность за свои решения сам.

Азамат готов нести ответственность за свои решения. Но и сорвать здоровье на работе не хочет, ему еще в Америку ехать. Поэтому и работает он не 15 часов, а только 10-11 в сутки.

В «Яндекс.Еда» нам пояснили, что и у них график работы и длительность смены устанавливают службы доставки, которые являются партнерами сервиса: «Графики работы своих сотрудников устанавливают сами службы доставки. Длительность смен у наших партнеров варьируются от 4 часов, а курьеры работают согласно графику, который они сами выбирают в мобильном приложении. Сейчас мы работаем над тем, чтобы приложение предупреждало курьера, если он выбирает слишком длинные смены. При этом в незагруженное время курьеры могут ставить паузы на смене и брать перерывы. Также суммарно несколько часов в день, в зависимости от рабочих часов, курьеры могут передохнуть, ожидая заказ или пока приготовится блюдо в ресторане».

Колеса — друг мигранта

Первый заказ падает на телефон к Азамату в 9:41. Нужно доставить еду из кулинарии, до которой всего 700 метров.

Азамату нравится район, где он работает. Сегодня это почти самый центр Москвы, между станциями метро «Новослободская», «Маяковская» и «Белорусская». Район и продолжительность смены курьер может выбирать сам.

Устроиться на такую работу нетрудно. Приходишь в офис компании с паспортом и регистрацией и подписываешь договор. В договоре даже есть маленькая зарплата — тысяч пять, с нее платятся налоги. Потом скачиваешь на телефон приложение для работы, получаешь экипировку (сумку, кассу, куртку, дождевик, толстовку и футболку) и можешь приступать.

Одно только не нравится Азамату — что надо ходить в форме. Он не понимает, зачем это. Но почему-то считается, что хотя бы один элемент форменной одежды должен быть на курьере.

В Delivery Club это требование объяснили производственной необходимостью: и клиенты, и сотрудники ресторанов должны сразу узнавать курьера.

В сервисе «Яндекс.Еда», который тоже выдает курьерам спецодежду, не так категоричны: «Помимо сумки, курьерам выдается одежда по сезону: поло, толстовка или пуховик. Если теплая погода настала раньше, чем пришли поставки новой одежды, — курьеры могут работать в своей одежде. Единственное требование в этом случае — наличие фирменной термосумки».

700 метров до кулинарии, конечно, можно пройти и пешком, но у Азамата есть велосипед. В принципе, как именно доставлять заказы, курьер тоже решает сам, в среднем за 10-часовой рабочий день он преодолевает от 15 до 25 километров. Можешь пешком ходить, можешь на велосипеде или самокате, а можешь общественным транспортом. Первый месяц Азамат ходил пешком, изучал местность, решал, как будет удобнее и быстрее. Понял, что лучше всего на велосипеде.

Фото Екатерины Иващенко, "Фергана"

Некоторые, кстати, так и ходят все время пешком — зона ответственности небольшая, меньше чем за час из одного конца до другого вполне можно дойти. Но это сейчас так. Раньше, когда курьеров было мало, а территория, которую они обслуживали, – большой, многие катались на автобусах и метро за счет компании. Сегодня компания тоже компенсирует расходы на общественный транспорт (40 рублей за одну доставку), но только если расстояние до заказа больше 3 километров. Сейчас по большей части или пешком передвигаться приходится, или на своих колесах. Хотя зимой холодно, зимой все-таки лучше на автобусе.

Фирма-работодатель предлагала брать велосипеды у нее бесплатно. Но они почему-то все время ломались. К тому же по договору, если железный конь потеряется или его угонят, с Азамата удержат 20 тысяч.

И тогда Азамат нашел отличный способ — стал брать велики в аренду на городских парковках, они оказались самые надежные. Месячный абонемент обходится ему в 700 рублей. Правда, через каждые 45 минут нужно возвращать велосипед на парковку — тогда с тебя ничего не возьмут дополнительно. В общем, вариант бюджетный и удобный, хотя все время приходится помнить, что раз в 45 минут железного коня надо ставить в стойло.

И никакого тебе веселья

Азамат доезжает до кулинарии почти мгновенно. Вот тоже плюс велосипеда — на самокате пришлось бы ехать по тротуару, а там народу полно и никто не уступает дорогу. Велосипедист же — человек солидный, может ехать с машинами по мостовой.

Войдя в кулинарию, Азамат отправляет сигнал диспетчеру: я на месте. Забрав еду, снова сигналит: заказ у меня, выезжаю к клиенту. Бывает, что в ресторане задержка. Тогда пишешь об этом в чате диспетчеру, пусть предупредит клиента, что курьер задержится. Если не напишешь, опоздание повесят на тебя. А если опаздываешь по своей вине, например на полчаса, то могут и оштрафовать на триста рублей.

Последний раз он отправляет диспетчеру уведомление, когда заказ доставлен и клиент его принял. После этого ему могут присылать новые заказы.

Клиенты, конечно, ведут себя с курьерами по-разному. Но в общем и целом смотрят на Азамата свысока — ты прислуга. Некоторые даже разговаривать не желают, в лучшем случае буркнут что-то через губу. Ни тебе спасибо, ни пожалуйста. И с чаевыми беда. Если в день выходит 100-200 рублей, считай, что сильно повезло. Исключение — иностранцы и постоянные клиенты. Ну, иностранцы — понятно, у них это принято. А постоянные клиенты почему дают — вопрос. Может, им неудобно смотреть в глаза знакомому человеку и не дать ему денег. А может, боятся, что им заказ испортят. Хотя сейчас это технически невозможно: там такая упаковка, что просто так вскрыть ее нельзя, сразу будет видно.

Самые большие чаевые, которые Азамат получал, — 2300 рублей. У него просто не было сдачи с пятитысячной купюры, и клиент, добрая (и богатая!) душа, оставил всю сдачу ему.

Но, как уже говорилось, чаевые — редкость, рассчитывать можно только на зарплату. А она у курьеров смешанная: почасовая плюс сдельная. Это значит, что Азамат получает за каждый час работы 125 рублей (даже если заказов нет) и отдельно за каждую доставку еще по 100 рублей. Если рабочий день длится 11 часов и в среднем за смену проходит 14 заказов, то получается 2775 рублей. Умножаем на 26 рабочих дней и получаем 72 150 рублей в месяц.

Семьдесят две тысячи — это много или мало? Если смотреть на кыргызстанские зарплаты, то много. Но это тяжелая работа 6 дней в неделю по 11 часов. Это во-первых. Во-вторых, не всегда получается столько людей обслужить. В прошлом месяце, например, вышло всего 63 тысячи.

И это еще ему повезло, что он получил российское гражданство. Без гражданства устроиться в компанию можно только через фирму-посредника. А это означает, что получать ты будешь уже не по формуле 125/100 рублей, а 100/80 — или и того меньше.

На вопрос, почему российский гражданин может устроиться курьером напрямую, а иностранец — только через фирму-посредника, в Delivery Club ответили, что их компания имеет дело с логистическими партнерами, в которых и трудоустроены все курьеры вне зависимости от их гражданства.

Похожий ответ нам дали и в пресс-службе «Яндекс.Еды»: «Мы онлайн-сервис по заказу еды из ресторанов и кафе. Курьеры являются сотрудниками курьерских служб, с которыми сотрудничает сервис, напрямую в "Яндекс.Еде" курьеры не работают, ни иностранцы, ни граждане РФ».

Можно предположить, что Азамат тоже не заключал прямого договора с Delivery Club, подписав соглашение с фирмой-посредником, которая позиционирует себя как Delivery и как раз и устанавливает разные расценки для граждан РФ или иностранцев.

Фото Екатерины Иващенко, "Фергана"

Азамату повезло, у него высокая ставка. Главное, чтобы штрафов не было. А штрафуют курьеров по самым разным поводам.

Про опоздание уже говорили, но это самый маленький штраф. Есть и побольше. Например, невыход на смену — 3 тысячи рублей. Если покинул смену раньше времени — 600 рублей. Хамство, ругань с клиентом или препирательства с диспетчером обойдутся, кажется, в 1000 рублей — точно Азамат не знает, сам никому не хамил и не ругался. Если испортил заказ, например, пролил суп — штраф будет на всю сумму заказа.

Бывает, что курьер отказывается принимать заказ, например, потому, что ему идти слишком далеко. В таком случае его штрафуют на 300 рублей. Но Азамат так никогда не поступает: какой смысл сидеть без дела, если можно заработать?

Штрафы есть, если устраиваешься работать и через сервис «Яндекса»: «Штрафы устанавливают наши партнеры, — пояснили в пресс-службе. — В большинстве служб есть системы депремирования в случае грубого или некорректного поведения курьера».

Бывает, что курьер уже подъехал к ресторану, а заказ вдруг отменяют. Может, клиент передумал, а может, просто решил добавить что-то, например соус. Но просто так это сделать нельзя, нет такой опции в приложении. И тогда клиент снимает заказ и оформляет новый. А тот очень часто попадает уже другому курьеру.

Больше всего Азамат жалеет, что у его компании нет лицензии на доставку алкоголя. Можно было бы озолотиться — народ по вечерам все время про выпивку спрашивает.

Ограничений по весу заказа в доставке нет. Но, к счастью, есть ограничения по объему — все должно умещаться в курьерскую сумку. А если нет? Тогда зовут на помощь еще одного курьера. Азамату как-то упал заказ на 20 килограммов — пришлось втроем доставлять.

Не престиж, а кирдык

По дороге Азамат постоянно видит других курьеров — зеленых из Delivery Club и желтых из «Яндекс.Еды». Курьеров скоро будет больше, чем заказов. Среди доставщиков ходят разговоры, что в «Яндексе» уже не дают смены длиннее шести часов. Приятель Азамата Жумабек, который работает в «Яндекс.Еде», говорит, что сейчас им зарплату снизили почти в два раза: платят по формуле 55/55 плюс 35 рублей за каждый километр. Если раньше парень зарабатывал 50-60 тысяч рублей, то сейчас — чуть больше 30 тысяч.

Однако в пресс-службе «Яндекс.Еды» заверили, что заработок на самом деле больше, а новая система оплаты, введенная в Москве, учитывает пожелания курьеров: «Если раньше заработок курьера зависел от количества заказов и отработанных часов, то сейчас он складывается из количества заказов и дистанции, которую курьер преодолел любым способом, – на самокате, велосипеде, общественном транспорте или пешком. Расчеты проходят по единой схеме, компенсируется проезд на общественном транспорте, если от местонахождения курьера до ресторана более 2 км. А расстояние от ресторана до клиента по оптимальному маршруту оплачивается отдельно за каждый километр. Средний заработок в час составляет 195 рублей. Также в новой системе выплат предусмотрена гарантированная оплата 150 рублей в час, которая позволит получать доход даже в случае, если заказов пока немного. Курьер будет получать надбавку за каждый успешно выполненный этап доставки: своевременное прибытие в ресторан и передачу заказа клиенту в срок».

Курьеры "Яндекс.Еды". Фото Екатерины Иващенко, "Фергана"

Не так давно работа курьера привлекла всеобщее внимание благодаря рекламе Delivery Club: там говорилось, что еду клиентам будут доставлять полиглоты, заслуженные артисты, учителя, военные и даже футбольные фанаты.

— Очень непродуманная компания, — аккуратно критикует Азамат. — Она не высокий статус курьера показывает, а тот факт, что экономической модели страны пришел кирдык. Мы увидели учителей, которые, вообще-то, должны воспитывать следующие поколения, но не могут выжить на 20 тысяч, поэтому вынуждены работать курьерами. Увидели военных, которые защищали страну, а теперь у них нет денег даже оплатить коммунальные услуги, и они идут в курьеры. Это ужасно.

Сам Азамат уверен, что проработает курьером год, а дальше будет видно. За прошедший рабочий день он доставил 16 заказов и заработал 2975 рублей. Ни один заказ не был отменен.

Читайте также