В городе Зайсане Восточно-Казахстанской области проходит громкое судебное разбирательство над этническими казахами, сбежавшими из КНР. Расположенный возле границы с Китаем городок считается самым отдаленным на востоке Казахстана. Местные жители рассказали корреспонденту «Ферганы», как им там живется.
Зайсан: каким был, каким стал
Город с населением в 16 тыс. человек расположен в 470 километрах от областного центра Восточного Казахстана Усть-Каменогорска и является районным центром Зайсанского района. Здания государственных органов, акимата, прокуратуры, а также различные службы сервиса и две гостиницы находятся на улице Жангельдина в центре города. Напротив акимата — площадь с просторным сквером. Там установлен монумент — копия «Байтерека» («Дерева жизни» с «золотым яйцом» на вершине, которое находится в Нур-Султане. — Прим. «Ферганы»), — символизирующий благополучие. Вдоль центральных улиц — колонки, откуда жители носят воду.
В Зайсане более 70 улиц, на них малолюдно. Основная причина — холод. Столбик термометра показывает минус 20 градусов, и мороз ощущается даже сквозь две пары носков. Купленная горячая пицца успевает полностью остыть за пять минут — столько занимает дорога до гостиницы. Местные жители говорят, что зимы здесь очень суровые, морозы могут доходить и до минус 45, а земля необычайно мерзлая. При этом летом бывает жара до плюс 40 градусов.
В городе немало старых, но симпатичных строений. К примеру, длинное одноэтажное здание с красным фасадом, где располагается торговый дом «Игілік». На крышу выходит маленькая чердачная башенка с цифрами 1911 (год постройки). Когда-то домом владел Халел Ерзин — один из знаменитых купцов зайсанского края. На старых фотографиях видно, что фасад здания раньше был голубого цвета, а в советское время вместо «Игілік» на нем красовалась надпись «ГАСТРОНОМ». Еще одно здание, также из красного кирпича, принадлежит историко-краеведческому музею. Этому дому больше 125 лет. Первым его владельцем также был купец — Бидахмет Бобкин (настоящая фамилия Бадыкенов). В советское время здесь располагались партийные комитеты, редакция газеты «Достык», а также районный отдел образования.
По совету местных жителей я планировал найти в музее некоего Фемистокла, который якобы «знает о Зайсане всё». Но так как музей в день, когда я был в городе на суде, не работал (из-за празднования православного Рождества), всезнающего краеведа пришлось искать у него дома.
В Зайсан без документов нельзя
Частный дом на окраине. Постучался. Вышел пожилой мужчина и гостеприимно попросил зайти внутрь. Человека, задумчивым выражением лица напоминающего шаолиньских монахов, действительно звали Фемистокл. Ему 69 лет. Фемистокл Жунусов всю жизнь прожил в Зайсане, но родился в Китае, в местности Алтай. Его предки оказались там в тридцатые годы прошлого века во время голода.
«Население обложили налогом, приказывали сеять пшеницу и сдавать. За недобор пшеницы наказывали, хотя была засуха. А потом, в середине пятидесятых, когда поднимали целину, живущих за рубежом людей из Союза просили вернуться. И мои родители, как целинники, вернулись. Многие тогда вернулись и остались здесь (в Зайсане)», — рассказывает Фемистокл.
В советское время, с его слов, в городе было немало перебежчиков из КНР. «Когда начались советско-китайские противоречия между коммунистами, границы двух стран были закрыты. И в первое время сбежавших из Китая людей (советские) власти возвращали, а там их отправляли в концлагеря. Но в середине 60-х наши перестали возвращать их. Судили здесь за нарушение границы. Выйдя на свободу, они (перебежчики) оставались, осваивали профессию», — рассказывает мой собеседник.
Говоря о советском периоде жизни Зайсана, Фемистокл отмечает, что на фронт во Вторую мировую войну отсюда отправилось более 7 тысяч человек. «Половина не вернулась. Половина вернулась ранеными, контужеными. Сейчас в Зайсане осталось 5-6 ветеранов войны, если не ошибаюсь, — добавляет он. — После Второй мировой в Зайсане началось освоение целины. Сейчас многие эти земли в катастрофическом состоянии».
По рассказу Фемистокла Жунусова, Зайсан в прошлом был закрытым, пограничным городком. «За пределы Акмектеп (поселок между Зайсаном и Усть-Каменогорском. — Прим. «Ферганы») местных жителей без документов не выпускали. А приезжих без справок не пускали. Всех проверяли пограничники. Недалеко (от Зайсанского района) раньше были подземные аэродромы, ракетные базы баллистических ракет. Поэтому у каждого, кто въезжает в Зайсан или выезжает, должна быть справка или прописка. Например, студент из Зайсана учится в Усть-Каменогорске, прописан в общежитии. Чтобы приехать в Зайсан на каникулы к родителям, он должен попросить родных отправить телеграмму в горсовет. Сейчас, к счастью, этого нет. Но иногда могут проверить. И, если при себе не окажется удостоверения личности, могут оштрафовать», — говорит краевед.
Что касается иностранцев, то они приезжают в Зайсан в основном по программам турфирм. «Иностранные туристы приходят к нам в музей, в наших краях смотрят Шиликти (местность, где был найден «Золотой человек». — Прим. «Ферганы»), петроглифы, наскальные надписи, рисунки, занимаются интерохотой (трофейная охота. — Прим. «Ферганы»)», — отметил Фемистокл.
Поскольку на земле нынешнего Зайсанского района проходили сражения казахов с джунгарами, в окрестностях города установлены памятники батырам, и местным краеведам есть что рассказать и показать иностранцам.
Газ — в Китай, оттуда — еда и одежда
Сейчас в Зайсане стараются развивать малый бизнес, в основном в сфере обслуживания. В городе достаточно торговых домов, магазинов, заведений общепита, гостиниц, фотосалонов и парикмахерских. Есть также мельница, пекарня, ремонт часов, техники и ветеринарная аптека. На одной из улиц сконцентрировано сразу несколько рынков. Товары преимущественно китайские, но привозят их из Алма-Аты или даже из Семея, хотя граница КНР проходит всего в 60 км от Зайсана.
«В Китай ездить невыгодно из-за проблем с растаможкой», — кратко объясняет один из торговцев на вещевом рынке.
Поскольку многие заняты торговлей и считаются самозанятыми, четкую картину по безработице определить сложно. «Рабочие места нужны, — говорит Фемистокл Жунусов. — Нужно больше предприятий».
Краевед уверен, что Зайсану не хватает обрабатывающей промышленности. «Предприниматели с юга (Казахстана) приезжают сюда и увозят скот за бесценок. По дешевке у нас забирают шкуру, шерсть, потому что у нас все это не обрабатывается. За городом шерсть выбрасывают, хотя можно было ее сдавать», — с сожалением отмечает он.
В Зайсане выращивают свои овощи, но все равно многие продукты питания привозные, в том числе из Китая.
Кроме торговли, влияние КНР на Зайсан проявляется в вопросах создания инфраструктуры и рабочих мест. «Сейчас китайцы дорогу строят междугороднюю. Там тоже работают наши. Правда, я слышал, что некоторым там зарплату не полную выплатили, и они ушли. Недалеко от нас бурят нефть. Там тоже работают наши. Есть еще газ», — рассказывает таксист Мурат.
-
Верблюды по дороге в Зайсан
-
Надпись "Зайсан - 90" на одной из улиц города
-
Торговый дом в здании 1911 года постройки
-
Краеведческий музей в Зайсане
-
Мечеть в Зайсане
-
Акимат Зайсанского района
-
Центральная улица Зайсана
-
Надпись "Я люблю Зайсан"
-
Автобусная остановка в Зайсане
-
Центральный рынок
-
Колонка с водой на центральной улице Зайсана
Зайсанский район является пока единственным в Восточно-Казахстанской области, где есть собственная сеть газопровода. Находится он на месторождении Сарыбулак. Львиная доля всего газа уходит в Китай, хотя по договору с КНР Казахстан имеет право оставлять у себя 50% добытого топлива. В самом Зайсане газ подведен не во все дома. Подключение, по словам местных жителей, обходится дорого. «Во дворы трубы привозят и говорят — сами подводите. А многие безработные и многодетные», — обращает внимание Фемистокл Жунусов, добавляя, что возле Зайсана есть деревни, где нет газа, а уголь стоит дорого.
Проблемы транспорта и дорог
До недавнего времени по Зайсану жители перемещались на маршрутных автобусах. Но сейчас маршруток на улицах не видно. Местные говорят, что транспорт перестал ходить с начала года. «Были три-четыре «Газели». Сейчас их нет. Говорят, что субсидии перестали давать, вот и не ходят. Но я привык пешком ходить. Город у нас маленький. Все рядом», — рассказывает Фемистокл.
Он сетует, что железная дорога могла бы решить многие «чувствительные» вопросы: торговли, поездок в другие города. Но ближайшая железнодорожная станция находится в 378 километрах, в селе Жангизтобе. «Нужна железная дорога, однозначно нужна», — твердит Фемистокл.
А пока основным способом передвижения по региону является автотранспорт. Чаще всего жители Зайсана едут в областной центр Усть-Каменогорск. Время в пути составляет 5-6 часов на автомобиле (при хорошей погоде). Дорога где-то ровная, где-то ухабы и кочки. При плохой погоде, особенно зимой, основная дорога закрывается. Тогда остается альтернативный путь — через перевал. «Там есть паром, на котором вместе с машиной можно преодолеть шесть километров реки. Но зимой паром не работает. И водители на свой страх и риск едут по льду (некоторые проваливаются. — Прим. «Ферганы»). Нужен мост. Его никак не начнут строить», — сетует таксист Мурат.
К слову, автомобиль не единственный транспорт, с помощью которого можно попасть в Зайсан из Усть-Каменогорска. В двух-трех километрах от города есть аэродром, откуда два раза в неделю летают небольшие самолеты.
В целом отдаленность Зайсана от областного центра все же сказывается негативно, рассуждает Фемистокл. «К нам все доходит долго. Сейчас во многих местах нет интернета и нормальной (сотовой) связи. Обещают решить эти проблемы лишь к 2023 году. Включаешь телевизор — а там только 4 канала. А когда ветер бушует, ничего не показывает», — возмущается мужчина.
Зимой во время метели, когда закрыты трассы, тяжелобольных из Зайсана в областной центр могут доставить только на вертолете санавиации.
Церковь как достопримечательность
Хотя Восточно-Казахстанская область считается одним из самых русскоговорящих регионов, в Зайсане подавляющее большинство говорит на казахском. Из всех жителей, с кем удалось поговорить, Фемистокл оказался единственным, кто одинаково хорошо говорил на обоих языках. «В Зайсане всю жизнь на казахском разговаривали и в советское время тоже. Даже русские знали казахский лучше казахов. Были даже учителя, которые вели свой предмет на государственном языке, — помню Максима Лубянина, он преподавал историю на казахском», — вспоминает Фемистокл Жунусов.
К слову, представителей других национальностей в современном Зайсане немного. Этнических русских чуть более 1%. В этот процент входит семья учительницы одной из школ.
«Я работаю в смешанной школе. У нас два русских класса. Учеников в русских классах с каждым годом меньше, но они пока есть. Мой муж рыбак. Нас здесь все устраивает. Если отсюда переезжать, то только в Канаду», — улыбается Алена Борисовна, обнимая малолетнюю дочь.
Прощаясь, поздравил ее с Рождеством (это было 7 января) и спросил, есть ли в Зайсане церковь. Она ответила, что есть, но уточнила, что церковь давно не работает, и жестом показала, где ее искать.
Церковь расположена в другой части города, за речкой. Несмотря на то что на воротах церкви висел замок, само здание выглядело новым, а двор был очищен от снега. «Она не работает, — подтвердил проходивший мимо прохожий. — Не помню, давно уже». На вопрос почему, мужчина ответил: «Людей мало, русских мало. Раньше, когда Пасха, Рождество, церковь открывали. Священник приезжал из Усть-Каменогорска. Сейчас такого нет. Есть то ли охранник, то ли сторож, ему платят символическую сумму. Эта церковь сейчас как достопримечательность уже».
Суд над казахами из Китая? Нет, не слышал
Но не только этнические меньшинства уезжают из Зайсана. В последние годы многие перебираются — в основном в Усть-Каменогорск и Семей. «Кто (уезжает) из-за того, что работы нет, а кто — на повышение. Не задерживаются тут», — говорит Фемистокл.
В краеведческом музее Зайсана он работает уже 32 года. Сейчас на пенсии и готовит смену. Но текучка кадров серьезная, и те, кого он подготовил, через некоторое время уходят.
У местных жителей разное видение миграционной ситуации в Зайсане, но почти единое мнение об условиях жизни. «Мне кажется, сейчас, наоборот, все больше людей приезжает сюда. Из других аулов переезжают. Это в девяностые многие уезжали. А сейчас в городе создаются все условия. Все, что хотим купить, — все есть. Школы, детсады, больница — все есть. Меня в Зайсане все устраивает», — делится своим мнением местный житель Асылбек Ускенбаев.
Как правило, в малонаселенных городках местные сразу узнают приезжих гостей. В день суда над сбежавшими из Синьцзяна гражданами КНР в гостиницах и заведениях Зайсана было много посетителей. «Обычно не бывает так много людей. Сейчас все одноместные номера заняты или забронированы», — отвечала девушка на ресепшене гостиницы одному из посетителей.
Многие жители говорили, что не знают, почему в Зайсане в эти дни так много людей. А про суд над «беглецами из Китая» даже не слышали. Но встречались и те, кто охотно комментировал эту тему.
«Да. Слышал (про судебный процесс) от родственников и читал по новостям. Но там непонятно все. Они (подсудимые) толком не показали, где именно пересекали границу. Очень много вопросов пока. В этой ситуации нет ничего однозначного. С одной стороны, эта беда двух человек, с другой — многих пограничников. Я слышал, что кого-то даже уволили после этого (пересечения границы)», — делится Асылбек Ускенбаев.
В Зайсане находится войсковая часть 2017, военнослужащие которой охраняют казахстанскую границу. Местные жители говорят, что многие мальчишки в их окружении хотят стать пограничниками по примеру своих старших братьев и родственников.
Фото Багдата Асылбека / «Фергана»
-
18 ноября18.11ФотоБез оглядки на календарьВ Ташкенте зажгли новогоднюю елку
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
12 ноября12.11ФотоГерметичные краски окраинВ Ташкенте открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны
-
06 ноября06.11ФотоСтыдно должно быть агрессорам, а не жертвамГалерея 139 Documentary Center возобновила работу в Ташкенте с выставки против насилия
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева