В казахстанских городах митингуют владельцы автомобилей с иностранными номерами — в основном российскими, армянскими и киргизскими, которым власти пригрозили конфискацией машин. Полицейские требуют поставить авто на учет в Казахстане, но за это придется выложить сумму, близкую к их стоимости. Как получилось, что по стране полулегально передвигаются почти 200 тыс. машин, зарегистрированных за рубежом, и что теперь делать их владельцами, выясняли авторы «Ферганы».
Почему казахстанцы покупают машины за рубежом
Потому что дома брать дорого и выбор не велик, особенно если речь идет о подержанных машинах. Еще в 2007 году в республику запретили ввозить праворульные автомобили, прикрыв «окно» «японцам» (только тем, которые были собраны для внутреннего рынка). Двумя годами позже власти начали постепенно вводить европейские экологические стандарты — нормы выбросов «Евро», снижая поток подержанных машин из стран ЕС.
С 1 июля 2011 года на территории стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Беларусь) ввели в действие Единый тариф, в соответствии с которым начали растаможивать автомобили. Ставки тогда выросли до «космических» величин. Для сравнения, Toyota Corolla 2007 года выпуска объемом двигателя 1,8 литра до 1 июля можно было растаможить за $1035 долларов, а после — уже за $7476 (плюсом к этому при таможенной очистке шел НДС (12%) на все автомобили). В первый же год действия новых пошлин импорт авто в республику упал почти в 75 раз.
В конце 2015-го Казахстан стал членом ВТО, таможенные ставки на ввоз иномарок снизились, но власти ввели новую меру для «защиты внутреннего рынка» — с 2016 года в стране начали взимать утилизационный сбор, который распространяется на легковые автомобили и автокомпоненты. Оплачивают его локальные автопроизводители (они закладывают эту сумму в стоимость), официальные импортеры и все, кто желает привезти автомобиль в Казахстан. Размер ставки рассчитывают по специальной таблице. Он зависит от МРП (месячный расчетный показатель), а значит, повышается каждый год. Сайт Kolesa.kz подсчитал, что в текущем году утильсбор при ввозе седана Toyota Camry с 2,5-литровым двигателем составит 1,3 млн тенге ($3,5 тыс.). А вот за Toyota Sienna с двигателем 3,5 литра заплатить придется чуть более 3 млн (около $8 тыс.).
Аналогичную меру приняли и в соседней России, но ставки в двух странах заметно разнятся. Как объяснял в интервью Forbes.kz директор крупного ретейлера Mercur Auto Канат Акишев, в России «выравнивают разницу между ставками таможенных пошлин до и после уменьшения». В Казахстане же утилизационный сбор значительно выше и не привязан к разнице таможенных пошлин. Соответственно, и розничные цены на автомобили в Казахстане выше. Уплата сбора обязательна перед постановкой авто на учет.
В таких условиях местные жители с долей смекалки и небольшим капиталом, особенно это касалось жителей приграничных районов, активно искали варианты за рубежом — в России, Кыргызстане, где выбор больше, а таможенные ставки ниже, и Армении, несколько лет назад ставшей еще одним членом Евразийского экономического союза. Авто из этих стран ввозились в Казахстан и использовались по «серой схеме».
Как это работало?
На автомобильном рынке в Ереване машины значительно дешевле, чем в Казахстане, иногда в два раза. Подробный обзор того, что там можно найти, минувшим летом делал главред канала Колеса.kz Тимур Еникеев. Главная особенность этой «точки народного импорта» заключалась в том, что казахстанец мог оформить купленный автомобиль в собственность. Для этого нужна была только временная регистрация, которую при желании делали на том же рынке. Далее в ГАИ нужно было пройти сверку, оформить страховку, в мэрии — оплатить налог на транспорт (без ИИН) — и получить армянские номера. На родине этот автомобиль на учет уже не ставили, избегая таким образом уплаты утильсбора, сбора за первичную регистрацию и «растаможки» (машины, ввезенные в Армению с 2014 года до 1 января 2020 года, не являются товарами ЕАЭС, но растаможивать их можно было по прежним «армянским» тарифам).
С авто из Кыргызстана и России ситуация несколько иная — чтобы не ставить их на учет в Казахстане, машины оформляли на граждан этих двух стран, и ездили на них дома, получив генеральную доверенность. То есть на руках у покупателя из Казахстана были договор купли-продажи и гендоверенность, при этом владельцем авто оставался гражданин соседнего государства, что с юридической точки зрения, конечно, было рискованно. Страховку оформляли в Казахстане, а техосмотр проходили в той стране, где купили автомобиль. До недавнего времени сотрудников казахстанского ГАИ не особо интересовала гендоверенность, у машин с кыргызскими и российскими номерами проверяли только наличие страховки и пройденного техосмотра. Но в начале января 2020 года ситуация кардинально поменялась.
МВД запугало и запутало
В январе 2020 года Министерство внутренних дел заявило, что автомобили, приобретенные казахстанцами за рубежом, необходимо в течение 10 дней зарегистрировать в Казахстане. В противном случае автовладельцам грозит штраф и конфискация авто. Справедливости ради ничего нового в ведомстве не сказали — необходимость регистрации авто и так была прописана в законе, но почему-то вспомнили об этом правиле только сейчас. Полицейские объяснили это большим количеством нарушений, которые допускают на дорогах машины с иностранными номерами.
Всего, по данным МВД, в Казахстан было ввезено более 170 тысяч авто, зарегистрированных в Армении, Кыргызстане, Белоруссии и России. За 2019 год такие машины нарушили ПДД более 90 тысяч раз. Сумма штрафов превысила 1,1 млрд тенге.
Поясняя «нововведение», первый замминистра внутренних дел Марат Кожаев сообщил, что авто с российскими номерами под ограничения не попадают. Но уже спустя сутки в ведомстве опровергли его слова. «Чуть неправильно информировали», — признался начальник управления Комитета административной полиции Юрий Козлов, добавив, что никаких исключений из правил нет.
Еще спустя день в ведомстве открыли прямую линию для владельцев авто, состоящих на иностранном учете, по вопросам регистрации их машин. Сайт Kolesa.kz воспользовался этой линией, разъяснив наконец автомобилистам, что их ждет в ближайшее время. Итак, машины на иностранных номерах, находящиеся в собственности казахстанцев — а это практически все авто из Армении, — нужно регистрировать в РК в обязательном порядке. В противном случае — штраф 10 МРП, отправка машины на спецстоянку и ее депортация по решению суда.
Что касается машин, ввезенных в Казахстан по доверенности, а это подавляющая часть авто из России и Кыргызстана, то они считаются «участниками международного движения» и могут передвигаться по дорогам РК не более года. После чего их нужно либо вывезти на 30 дней, либо зарегистрировать в Казахстане. Проверять сроки въезда полицейские будут по базам пограничников. Такая перспектива возмутила автолюбителей.
Волна протестов
Сразу в нескольких казахстанских городах прошли акции протеста владельцев авто с иностранными номерами. В Алма-Ате и Актобе в стихийных митингах участвовали по нескольку десятков человек. В Актау, передает Lada.kz, более сотни участников акции собрались на набережной напротив поселка «Приморский».
«Нельзя так делать — все и сразу. Властям нужно было какую-то временную регистрацию сделать, ну невозможно будет зарегистрировать законно автомобиль в Казахстане. Это бешеные деньги. За свою машину я отдал четыре миллиона тенге, если я решусь ее узаконить — заплачу такую же сумму, если не больше. Сейчас машина не роскошь, но государство хочет ее превратить в роскошь», — цитировало издание одного из автовладельцев Ерлана Башинтаева.
В Жанаозене вечером 16 января, по сообщению очевидцев, на акцию собралось порядка 250 человек. В Атырау митинг состоялся 19 января на площадке возле рынка «Аламан». В нем участвовали более 200 владельцев авто, преимущественно с армянскими номерами, писало издание «Ак Жайык». Они требовали от властей снизить суммы регистрации завезенных автомобилей, «растаможки» и утилизационного сбора.
Между тем в Уральске группа граждан обратилась в акимат (администрацию) с заявкой на митинг против ограничений на машины с иностранными номерами. Акция запланирована на 25-26 января.
Во всех случаях возмущенные автовладельцы заявляли, что они не против зарегистрировать машину в Казахстане, но не смогут сделать это, так как сумма, которую им придется заплатить, сопоставима со стоимостью автомобиля.
Пути решения
Из сложившейся ситуации есть несколько выходов. Первый и очевидный для автовладельцев — вывезти и продать свой автомобиль. Также можно продать его на автозапчасти в Казахстане, чтобы «отбить» хотя бы часть стоимости. С каждым из тех, кто решит зарегистрировать свое авто, в МВД пообещали разговаривать отдельно. В ведомстве предупредили, что даже при желании узаконить машины сделать это удастся не всем. Например, нет шансов у владельцев «праворульных» авто (преимущественно из Армении и Кыргызстана).
Юрист Сергей Уткин в интервью 365info.kz заявил, что власти могли бы ввести временную регистрацию иностранного транспорта, чтобы легализовать существующую серую схему. «Да, это невыгодно для местных производителей, но ситуация уже запущена, и из нее нужно как-то выходить, — уверен он. — Почему я считаю, что легализация с помощью временной регистрации иностранных машин нужна и своевременна? Потому что государство само запустило весь этот транспорт на свою территорию. Как это было в свое время с праворульками. Никто сюда тайными тропами не крался. И если таможенная и пограничная службы открыли шлагбаум иностранному транспорту, то требовать его депортации или ограничения в эксплуатации нелогично и несправедливо. Пусть даже это будет не в пользу отечественного автопрома».
Председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, в свою очередь, выступил категорически против изменения закона. «Всего в Казахстане почти 4 млн авто, 3,6-3,7 млн, если быть точнее, зарегистрированы. В последние годы все водители вынуждены платить огромные налоги. И если сейчас сказать владельцам этих 170 тысяч авто: «Ну ладно, не платите», это будет несправедливо по отношению к тем, кто платил. Закон должен быть справедливым, и государство не должно прогибаться перед теми, кто с этим не согласен. Надо еще понимать, что все эти владельцы автомобилей с зарубежными номерами не платили транспортный налог в Казахстане и в Армении тоже. А техосмотр? Думаете, машины с армянскими номерами из Алматы ездили в Армению проходить техосмотр? Сомнительно», — заявил он в интервью «Фергане».
«Еще эти машины были невидимы для видеофиксации, могли нарушать правила дорожного движения, — продолжил Эдоков. — В общем, все годы эти машины были невидимы и для налоговых органов, и для полиции. И владельцев нисколько это не напрягало, они сознательно нарушали закон. Некоторые даже говорили: «А вот я такой, ничего не плачу, я обошел все эти законы!» А теперь, когда государство собралось наводить порядок, хоть и поздно, все эти нарушители закона начинают лить крокодильи слезы, хотя сознательно шли на такие схемы.
Если вам предлагают машину, которая в два раза дешевле, чем на рынке, то должен быть подвох, все здравомыслящие знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поэтому серьезного сочувствия у меня к ним не возникает».
В свою очередь, общественный деятель Маргулан Сейсеймбай предложил либо вообще запретить ввоз авто из Армении и Кыргызстана, либо взимать все необходимые сборы и пошлины при пересечении машиной казахстанской границы. Он также призвал власти официально зарегистрировать все 170 тыс. автомобилей, уже ввезенных в республику. При этом пошлины и налоги на них, по мнению Сейсеймбая, должны быть снижены на 50%.
О необходимости искать компромисс «Фергане» заявил также президент ассоциации «Общая дорога», автоэксперт Арсен Шакуов. «Эту ситуацию можно решить, как с «праворульными» авто в свое время. Но нужно не просто так оставить в покое, а чтобы они прошли какой-либо вид регистрации, но с получением льготы на это. Все же регистрация нужна, чтобы не получить больше смертей на дорогах. Да, просто так четыре миллиона (тенге) отдавать за регистрацию нерезонно, лучше новую машину купить тогда. Соглашусь, что ставки бешеные.
Везти в Армению и продавать авто нет смысла. Кому они там нужны, если с удовольствием продали нам? Тогда остается закрыть машину в гараже и ходить пешком», — резюмировал он.
Какое бы решение ни приняло казахстанское руководство — пойти навстречу владельцам полулегальных авто или покрепче закрутить гайки, им будут недовольны. С другой стороны, нельзя недооценивать роль властей, которые на протяжении нескольких лет закрывали глаза на лазейку в законодательстве, в создании этого конфликта. Спустя почти неделю после предупреждения МВД ни об одном арестованном автомобиле на иностранном учете в Казахстане не сообщалось. В ведомстве между тем пообещали пока не проводить специальные рейды по таким машинам — их будут останавливать лишь в случае нарушения правил дорожного движения.
-
22 ноября22.11Остап Бендер от благотворительностиВолонтерку Перизат Кайрат обвинили в присвоении миллионов долларов казахстанцев
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны
-
04 ноября04.11Земля тюрков не для турокИмела ли Турция шансы получить власть над Центральной Азией
-
25 октября25.10Убийцы ШерзатаО том, как «Новый Казахстан» застрял в 1990-х
-
02 октября02.10Тест на адаптациюК чему приведет ужесточение требований для въезжающих в Россию мигрантов и их семей