Вопрос транзита власти в России может быть снят на неопределенное время – ну, или почти неопределенное. Предполагалось, что после окончания нынешнего срока Владимира Путина в 2024 году (последнего, который допускает действующая Конституция) он может остаться у власти в качестве главы Государственного совета. Считалось, что это одна из основных целей конституционной реформы, затеянной властями в начале 2020 года. Но все может оказаться гораздо проще.
10 марта в Государственной думе РФ предложили новую поправку, которая обнулит сроки действующего президента после принятия нового варианта Конституции, то есть позволит ему баллотироваться на этот пост еще дважды. Ее спешно вынесли на рассмотрение палаты и утвердили. Сам Владимир Путин, приехав в Госдуму, допустил сценарий, при котором сможет баллотироваться в президенты вновь. Правда, заявил, что для этого поправки должны быть одобрены на всенародном голосовании, кроме того – они должны получить положительное заключение Конституционного суда РФ.
Сейчас Путин отрабатывает четвертый президентский срок. Такую возможность он получил благодаря тому, что после двух первых сроков (1999-2008 годы) перешел на должность премьера, а позднее (нынешняя редакция основного закона запрещает более двух президентских сроков подряд, не ограничивая их число с перерывами), в 2012 и 2018 годах, снова избрался президентом.
Заключения КС по этому поводу пока нет. Однако власть, очевидно, может рассчитывать на формальное одобрение поправок при голосовании. В ходе недавнего опроса «Левада-Центра» большинство из тех, кто выразил желание прийти и проголосовать 22 апреля, реформу поддержали. При этом порога явки не будет, а все поправки станут голосоваться одним пакетом. То есть, хотя большинство россиян, судя по опросам, гораздо больше волнуют социальные статьи (гарантия индексации пенсий), если они захотят их поддержать, им придется одобрить и политическую часть тоже.
В своих недавних выступлениях Путин отверг вариант с Госсоветом, заявил, что России «абсолютно необходима сильная президентская вертикаль», а парламентская демократия для страны неприемлема. При этом он добавил, что «в долгосрочной перспективе» у общества должны быть гарантии смены власти. «Дело не в сейчас, сейчас действительно, может быть, важнее даже стабильность, спокойное развитие страны, но потом, когда страна наберет побольше уверенности в себе, побольше ресурсов, жирка, что называется, тогда точно совершенно нужно, безусловно, обеспечить сменяемость власти», – заявил он.
Обнуление президентских сроков – способ, который уже давно и успешно практикуют лидеры некоторых стран — соседей России. Протесты оппозиции и критика наблюдателей на выборах и референдумах не мешали им оставаться у власти десятки лет.
Обнуление сроков
Практику в совершенстве освоили власти Таджикистана. Формально Конституция не позволяла одному человеку занимать президентский пост больше двух сроков подряд – Эмомали Рахмон, пришедший к власти в 1994 году, мог остаться максимум до 2004-го. Но уже перед выборами в 1999 году в Таджикистане провели референдум, изменив Конституцию (продолжительность президентского срока продлили с пяти до семи лет, правда, максимальное число сроков сократили до одного). А через несколько лет – еще один, вернув разрешение на два срока.
В последнем случае, по официальным данным, явка и поддержка поправок составили около 95%. Представители США и Европы заявили, что референдум не соответствовал международным стандартам. Однако властям Таджикистана он – как и предыдущее голосование – позволил сделать вид, что сроки Эмомали Рахмона обнулились. Как следствие, он переизбрался в 2006 и 2013 годах – как бы в первый и второй раз (ОБСЕ отмечала, что выборы не соответствовали демократическим стандартам, а конкуренция на них фактически отсутствовала).
Фактически методом пользовался и первый президент Узбекистана Ислам Каримов, возглавивший Узбекистан в 1991 году. После истечения второго срока (максимально разрешенного по Конституции) он просто продолжал баллотироваться снова – набирая, по официальным данным, более 90% голосов (наблюдатели ОБСЕ констатировали, что, в частности, выборы 2007 года были безальтернативными, «поскольку все соперники публично поддерживали политику действующего главы государства»). Сторонники Каримова заявляли, что его сроки обнулялись из-за поправок, изменивших длительность президентских сроков, – сначала с пяти до семи, а затем с семи до пяти лет.
Метод использовал и президент Кыргызстана Аскар Акаев. В 2000 году он пошел на третий срок (хотя Конституция разрешает два). Такую возможность ему обеспечил Конституционный суд, решивший, что в связи с принятием нового основного закона в 1993 году первый срок Акаева можно не засчитывать. По официальным данным, он получил около 75% (журналисты позднее писали, что предвыборная кампания отмечалась повсеместным использованием административного ресурса и фактической монополией в СМИ). Хотя в итоге Акаеву все же пришлось уйти досрочно – в 2005 году он был свергнут и бежал из страны.
Отмена ограничений
Некоторые вообще отменили лимит на сроки. Так поступили в 2004 году в Беларуси – по итогам референдума (Венецианская комиссия заявила, что он расходится с принципами избирательного законодательства и способствует «дефициту демократии» в стране) Александр Лукашенко получил возможность избираться неограниченное число раз. Сейчас он отрабатывает очередной, пятый по счету срок, находясь у власти уже 26 лет. Баллотироваться на шестой – уже в этом году – он собирается тоже.
Лимит убрали и в Азербайджане. По итогам референдума 2009 года (Венецианская комиссия назвала его «отступлением от демократии») статья об ограничении двух сроков из Конституции исчезла. Вместо нее добавили норму, по которой «в случае если ведение военных операций (...) не позволяет провести выборы президента, то срок полномочий президента продлевается до окончания военных операций» (официальный Азербайджан заявляет, что находится в состоянии войны с Арменией за территории, занятые самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой). За этим последовал еще один референдум, который усилил власть президента, продлил его полномочия, а также ввел пост вице-президента. На эту должность Ильхам Алиев, возглавивший страну после своего отца Гейдара, назначил собственную жену Мехрибан.
В Казахстане лимит на два срока формально сохранен. Но в соответствии с поправками 2007 года для первого президента Нурсултана Назарбаева – лично для него – в закон внесли исключение. Это позволило ему баллотироваться еще трижды (последние выборы, на которых он получил более 97% голосов, ОБСЕ раскритиковала за нарушения и отсутствие реальной конкуренции).
Дальше всех пошел президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, который в 1999 году получил статус «пожизненного» и правил до своей смерти. Сейчас в стране формально предусмотрены выборы (ограничения на число сроков в Конституции нет). Но фактически это мало что меняет. Действующий президент Гурбангулы Бердымухамедов получает на выборах почти 100% голосов (последние выборы в 2017 году, как отмечала ОБСЕ, проходили в условиях цензуры и отсутствия реальной оппозиции), одновременно возглавляя правительство и управляя страной в условиях культа личности. Хотя даже это не предел – по сравнению, например, с Северной Кореей, где фактически сложилась династическая передача власти, а основателю страны Ким Ир Сену в соответствии с Конституцией посмертно присвоен статус «вечного президента».
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны
-
04 ноября04.11Земля тюрков не для турокИмела ли Турция шансы получить власть над Центральной Азией
-
02 октября02.10Тест на адаптациюК чему приведет ужесточение требований для въезжающих в Россию мигрантов и их семей
-
30 сентября30.09Казахское поле экспериментовКто и зачем создал орду между Волгой и Уралом
-
28 августа28.08ФотоИз Парижа в СамаркандБольшие гонки на Гребном канале