Острова и бункеры

Какой может быть элитная самоизоляция
Фото с сайта Booking.com

Коронавирус, распространившийся по миру, затронул представителей разных социальных слоев – от обитателей трущоб до представителей элиты. Среди более миллиона зараженных оказались и знаменитости – чешский миллиардер Даниэль Кретинский и глава Atria Group (производителя сигарет Marlboro) Говард Уилард, британский премьер Борис Джонсон и переговорщик Евросоюза по вопросу отделения Великобритании Мишель Барнье, британский принц Чарльз и принц Монако Альберт II, певица Пинк и бывший голливудский продюсер Харви Вайнштейн – и еще десятки политиков и представителей шоу-бизнеса.

Некоторые журналисты назвали пандемию «уравнителем» – в том смысле, что вирус стал общей угрозой как для богатых, так и для бедных (эпидемии, заявляет Дэвид Роснер, историк здравоохранения Колумбийского университета, всегда были своего рода «социальными уравнителями»). А когда страны начали закрываться на карантин, элите также пришлось считаться с этими требованиями.

Даже отъезд из страны, где произошла вспышка вируса, как отмечает Уильям Хэйселтайн, биолог Гарвардского университета, не гарантирует защиты. И если в другой стране до этого не было строгих карантинных ограничений, власти могут ввести их позднее.

В Московской области интерес к аренде дорогой загородной недвижимости вырос настолько, что она, по информации Forbes, уже становится дефицитом. «Состоятельные москвичи, убегая в самоизоляцию, – отмечает издание, – смели все доступные элитные объекты». В одной из компаний, работающих в этом секторе, рассказали, что за март 2020 года закрыли больше сделок, чем за весь предыдущий год.

Но вирусная угроза подчеркнула и различия – в том, что касается возможностей передвижения (например, использования частных самолетов, если обычные рейсы остановлены), лечения и профилактики, включая персональный карантин для тех, у кого подозревают болезнь (представитель американской компании, предлагающей персональную госпитализацию для тех, кто не хочет ложиться в больницу, рассказал, что спрос на ее услуги в последние недели резко вырос, некоторые жители Хэмптонс, престижного пригорода Нью-Йорка, просили организовать им карантин неподалеку от дома), и «социальной изоляции» (в закрытой на карантин Австралии одна из компаний, специализирующаяся на элитной недвижимости, предлагает тем, кому нужен комфорт, резиденции с собственными вертолетными площадками).

Панорама Хэмптонс. Фото Wikimedia Commons

На этом фоне привлек внимание американский миллиардер Дэвид Геффен, основатель Geffen Records и киностудии Dream Works (его состояние Forbes оценивает в $7,6 млрд), рассказавший о том, что он «изолировался» на собственной яхте, – судне за $590 млн, которое журналисты называли «плавучим дворцом», с экипажем в несколько десятков человек, кинотеатром и баскетбольной площадкой. Или король Таиланда Ваха Вачиалонгкорн, который, согласно появившимся в прессе данным, «изолировался» в Баварских Альпах, сняв для этого четырехзвездочный отель – вместе с двадцатью наложницами и многочисленной прислугой (гостиницы в регионе закрыты в рамках профилактики, но монарх и его свита, как утверждают журналисты, получили от местных властей «специальное разрешение»).

Пока в Нью-Йорке карантин, некоторые из жителей Хэмптонс – или те, у кого там загородная резиденция, – проводят свободное время за игрой в гольф. Для их детей, которые учатся в местных школах, организованы полноценные занятия с учителями в онлайне (во многих государственных школах США, как отмечают журналисты, дети во время карантина просто получают задания по интернету).

Само по себе то, что люди пользуются имеющимися возможностями, не повод для каких-то упреков. «Мы только стараемся сделать как лучше для наших семей, – заявил неназванный мультимиллионер журналистам в США. – Можно нас за это винить?» Однако если – как в случае Таиланда – речь идет о представителе власти, который «самоизолировался» в комфортных условиях, тогда как его подданные живут в условиях жестких ограничений и связанных с ними экономических проблем (в Бангкоке были закрыты многие объекты сферы услуг, рестораны и торговые центры, в городе также объявили комендантский час), – картина выглядит иначе. В стране, где не принято осуждать монарха (оскорбление короля там – преступление), известия о его «самоизоляции» вызвали всплеск недовольства в социальных сетях. Правительство пригрозило возможным нарушителям закона тюрьмой.

Бункеры

Спрос на бункеры, в частности в США, существовал и раньше – как со стороны элиты, так и среди сторонников теорий заговора (об угрозах со стороны «мирового правительства» и тому подобном). Некоторые оборудовали такие помещения – подземные укрытия с системами жизнеобеспечения и запасом еды на годы вперед – сами, другие заказывали строительство профессионалам. Руководитель одной из таких компаний утверждал, что Билл Гейтс, основатель Microsoft и один из самых богатых людей мира, обзавелся подземными убежищами под каждым из своих домов. «Миллиардеры могут легко потратить несколько миллионов на такие вещи», – говорил он.

Сейчас спрос растет. Представитель техасской компании Rising S, которая строит бункеры по цене от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов долларов, рассказал, что из-за вала заказов ему пришлось нанять дополнительную бригаду рабочих. Сам он даже стал отключать по ночам телефон, чтобы его не будили звонками.

Интерьер бункера производства Rising S. Фото с сайта Risingsbunkers.com

«Что значит карантин для большинства из нас? Отказаться от многих вещей, оказаться в непривычной для себя роли отшельника, – пишет британская журналистка Кэти Принс. – Само по себе это уже достаточно сложно. Но нас еще и поучают знаменитости, такие как Кайли Дженнер и Тэйлор Свифт, призывают нас изолироваться и «пожертвовать удобствами ради общества». Конечно, им легко говорить об этом в особняках за миллионы долларов – с домашними кинотеатрами и спа. И, очевидно, потери доходов из-за карантина их тоже не беспокоят».

По сравнению с обычным периодом, говорит руководитель компании Клайд Скотт, спрос вырос в несколько раз. Звонят даже из тех стран, откуда раньше заказов не было (например Хорватии). Средняя цена убежища – около $150 тысяч.

«Обычно нам приходится уговаривать клиентов, чтобы они приехали и посмотрели объект, – отмечает Ларри Холл, владелец Survival Condo, другой компании, продающей бункеры. – Теперь в уговорах нет нужды» (его фирма продает убежища по цене от $500 тысяч до $2,4 млн, некоторые включают в себя бассейны, спортзалы и даже скалодромы). Запросы поступали – помимо США – с Ближнего Востока, Великобритании, Франции и Японии. Один из клиентов, говорит Холл, купил бункер заочно, даже не приехав, чтобы его осмотреть.

Острова

Некоторые, подобно королю Таиланда, бронируют для себя целые отели – где-нибудь в живописной и не слишком населенной местности. «Если в отеле живут другие люди, там сложно изолироваться, – говорит житель Ирландии, который снял для своей семьи небольшую гостиницу в нескольких часах езды от Дублина. – Если там больше никого нет, так гораздо удобнее» (бронирование на десять дней обошлось ему примерно в 25 тысяч евро).

По словам Сиобхан Лирэт, сотрудницы ирландской туристической компании Adams & Butler, ей поступило много таких заявок. «Спрос на такое бронирование резко вырос, – говорит она. – При этом клиенты не хотят, чтобы в гостиницах сохранялся полный штат, как в обычных условиях. Они хотят, чтобы персонала было как можно меньше, – чтобы свести контакты к минимуму».

Один из швейцарских отелей предложил свои номера для комфортного карантина (тем, кто, например, из-за контакта с больными должен провести две недели в изоляции) – с доставкой еды, персональной сауной и спортзалом, а также за дополнительную плату наблюдением врачей и тестами на вирус. Цена за полный комплект услуг – около $77 тысяч. По данным на конец марта, некоторые из «номеров под карантин» уже были забронированы.

Вирус также спровоцировал всплеск интереса к частным островам – их аренде или покупке. Как говорят представители компаний, специализирующихся на такого рода недвижимости, сейчас они получают много заявок из стран Азии. Некоторые из островов продаются за десятки миллионов долларов, но другие сравнительно недороги – их можно купить примерно за $50 тысяч, по цене средней квартиры в Гонконге.

«Интерес к таким островам заметно вырос, особенно в регионе Центральной Америки и Карибского бассейна, – говорит Крис Кролоу, руководитель канадской компании Private Islands. – Для покупателей такой остров – это и место, где можно отсидеться, и объект для инвестиций, который можно развивать или перепродать в дальнейшем. И, конечно, показатель статуса». В конце марта, по его словам, ему стали звонить люди прямо с яхт – которые буквально курсировали вокруг островов, «выбирали безопасное место и даже были готовы переплатить».

Яхты

Ограничения, введенные из-за вируса, стали сильным ударом по туризму – включая и морские путешествия. Однако некоторые подобно Дэвиду Геффену решили переждать вспышку инфекции в море. «Люди ищут, где можно переждать этот шторм, – говорит Джонатан Бекетт, руководитель компании Burgess, занимающейся арендой яхт. – И яхта в регионе с подходящим климатом – неплохое место, чтобы там изолироваться».

Одна из семей, обратившаяся к Burgess, арендовала яхту на несколько месяцев, другие семьи – на несколько недель. Клиентам предлагают домашнее обучение детей на борту, кулинарные уроки от шеф-повара и краткий курс по техническому устройству судна.

Фото "Ферганы"

На общем фоне – стремления людей найти более комфортное место на период карантина – растет и спрос на чартерные авиарейсы. Кристофер Уильямс-Мартин, руководитель компании FlyEliteJets говорит, что по сравнению с началом года потребность в таких услугах выросла примерно в десять раз. Сейчас компания получает сотни заявок за несколько дней. На ситуацию влияет как отмена многих регулярных полетов, так и резкое повышение цен на некоторые из оставшихся (люди также могут избегать обычных рейсов, даже если они доступны, опасаясь контактов с другими пассажирами). В этих условиях чартерные рейсы, считает он, стали выглядеть «не такими уж недоступными».

«Бизнес сейчас процветает, – говорит Джастин Крэбб, глава чартерного оператора Jettly. – В нашем секторе никогда не было такого ажиотажа». К компании, в частности, обращались те, кто застрял за границей из-за отмены регулярных рейсов. В этих условиях Jettly собирается расширить свой штат в несколько раз.

«К нам обращаются и те, кто раньше не пользовался такими услугами, – рассказывает Джерод Дэвис, владелец Southern Jet, компании, занимающейся чартерными перевозками в США. – И наши обычные клиенты летают чаще. И у других компаний то же самое. В Соединенных Штатах около 1,8 тысячи чартерных операторов, но спрос настолько вырос, что уже начинает не хватать самолетов, чтобы его обеспечивать. Я и сам пилот, и сейчас даже иногда подменяю других, чтобы они могли отдохнуть. Конечно, я чувствую себя немного виноватым – в том, что мы зарабатываем на такой ситуации. Но мы предлагаем возможности для людей, которые могут позволить себе такие полеты. И те из них, у кого какие-то проблемы со здоровьем, или люди старшего возраста, сейчас все больше этим пользуются».

Читайте также