Узбекские, да и российские с белорусскими СМИ уже немало написали о людях, которые по разным причинам покинули родину и прилетели в Ташкент. Кто-то летел целенаправленно в столицу республики, для кого-то город стал лишь перевалочным пунктом.
Гости через СМИ рассказывают, как они влюбились или не влюбились в Узбекистан, удивляются высоким ценам на жилье или дешевизне местных кафешек, восхваляют местную среду или выражают недовольство современной архитектурой столицы. Так или иначе, в большинстве своем они именно по Ташкенту оценивают возможность задержаться в Узбекистане, что, как кажется, является ошибкой и навязыванием стереотипов.
Корреспондент «Ферганы» Александр Троицкий, который «релоцировался» в середине марта из Москвы в Самарканд, делится своим опытом переезда и жизни в одном из древнейших и красивейших городов мира.
Путешествие из Москвы в Самарканд
Решение о длительной командировке в Узбекистан на семейном совете было принято еще осенью прошлого года и запланировано на весну. В Самарканде у меня живет мама. Там и решили остановиться. Это позволило сэкономить на аренде жилья, да и город нам родной — мы с супругой здесь росли, учились и поженились. Правда, было это очень давно — в начале нулевых.
Собрались в Узбекистан толпой. С сыном-подростком и двумя собачками-болонками, а еще с кучей вещей — разгулялись на все положенные 96 кг. Командировка ведь рассчитана на несколько месяцев.
Основные хлопоты, как оказалось, были связаны с собаками. Справки готовили заранее. Поставили все прививки еще в январе. Не чипировали. А вот для приобретения билетов авиакомпании Uzbekistan Airways пришлось из Подмосковья ехать в их офис в центре Москвы, так как места на собак оформить онлайн почему-то невозможно. Отстоял в очереди полтора часа и успел купить билеты лишь благодаря кассирше, которая по доброте душевной согласилась задержаться на рабочем месте, вошла в положение.
Взяли билеты до Ташкента, поскольку в столице ждал коллега, да и по деньгам удалось ужаться. В общем, обошелся перелет трех человек и двух собак в 69 тысяч рублей, что на начало марта по курсу составляло около $655. Для сравнения — прямые билеты до Самарканда на ту же дату обошлись бы в 105 тысяч рублей ($1000). Обратные билеты не покупали.
За день до вылета сдали ПЦР-тесты (5400 рублей или $52 на троих). Багаж большой, потому заказали такси до аэропорта Домодедово. За три часа стояния в знаменитых московских пробках заплатили 2500 рублей ($23). Столько же заплатили грузчику в аэропорту. За эти деньги он упаковал чемоданы пленкой, довез и сдал наши вещи в багаж, а еще помог сориентироваться на местности.
Ветеринарный контроль прошли достаточно быстро. На таможенном контроле никто лишних вопросов не задавал. Лишь поинтересовались целью поездки. Про сроки пребывания не спросили. Все было очень корректно.
Взлетели в 19:30 по Москве. Самолет был почти заполнен. Наши собачки всем понравились и были, в некотором смысле, «назначены» главными хедлайнерами перелета. На них приходили посмотреть даже пассажиры бизнес-класса. Рядом с нами, точнее, в пределах нашей видимости летели еще две русские семьи с детьми и компания из троих молодых русских ребят. Судя по нашему с ними общению, семейные граждане ехали в Узбекистан по работе, а ребята – транзитом, но планировали немного потусить в Ташкенте.
Посоветовал им посетить и другие города республики, рассказал немного про достопримечательности Самарканда, Бухары, Шахрисабза, Хивы и, конечно же, про музей Савицкого в прекраснейшем Нукусе, где, как мне кажется, застыло время. Очень надеюсь, что собеседники воспользовались советом, и не стали ограничивать себя Ташкентом.
Прибыли в столицу Узбекистана за полночь. На таможенном контроле также почти ничего не спрашивали. Очень оперативно получили наши неподъемные баулы, загрузили на тележки и пошли к выходу. Сотрудники аэропорта попросили прогнать через сканер ручную кладь и отдельно поинтересовались, не везем ли мы случаем дроны, которые в стране якобы запрещены.
Никаких дронов мы не везли, но интерес к ним сразу же проснулся. На вопрос, продаются ли дроны в Узбекистане, получил отрицательный ответ, чем был окончательно заинтригован. По итогам краткого журналистского интернет-расследования выяснилось, что дроны или квадрокоптеры в Узбекистане в свободной продаже все-таки имеются, но только очень дешевые модели, проще говоря, игрушки. Хотя, при желании, оборудование помощнее можно купить с рук.
По окончании осмотра мы, наконец, вышли из аэропорта и ступили на гостеприимную узбекскую землю, где нам сразу же предложили купить местную валюту по смехотворному курсу и довезти задорого в любую точку страны. Нам все эти услуги не понадобились, так как через знакомых мы заказали такси до Самарканда заранее — нас уже ждала достаточно вместительная машина, что-то из Chevrolet, — обошлась в $75, с условием, что по дороге заедем к коллеге на Чиланзар (район в Ташкенте. — Прим. «Ферганы»).
По выезду из Ташкента сын уснул, а мы с женой всю дорогу, четыре часа, болтали с таксистом. Шел дождь. Качество дорожного покрытия, увы, оставляет желать лучшего. Да и фонарные столбы местами лишь подпирают небо. Именно в таких условиях в полной мере ощущается уровень профессионализма водителя. Прибыли на место в 6 утра по местному времени.
Итак, от двери квартиры одного из домов в Подмосковье до двери квартиры одного из домов в Самарканде мы потратили 16 часов и около 87 тысяч рублей ($830 по курсу на начало марта или $1140 — по курсу сегодняшнему).
СОВЕТЫ:
👉 Если летите самолетом авиакомпании Uzbekistan Airways, учитывайте, что зачастую перевес багажа не допускается даже за доплату. Багаж одного пассажира — это одно место 32 кг (один чемодан или сумка). Некоторые сматывают пленкой две коробки или два чемодана. Багаж получается громоздкий, но на борт его принимают без проблем.
👉 Не везите дроны. Если необходимо, заранее согласуйте этот момент в узбекском консульстве в вашей стране.
👉 Старайтесь не менять деньги в аэропорту и у всяких подозрительных личностей: курс невыгодный, да и потратите больше, чем нужно, пока доберетесь до пункта назначения, особенно если не сориентировались в ценах.
👉 Не забывайте про роуминг.
👉 Планируйте трансферы заранее. В Узбекистане очень жарко уже сейчас, в апреле, — под 30 градусов. Днем бывает физически тяжело искать машину, ехать в автобусе к метро и так далее. В итоге согласитесь на любой вариант, лишь бы добраться до пункта назначения. Потеряете в деньгах. Проверено на себе.
👉 Иногда таксисты берут рубли. Если водитель настаивает на сумах, которых у вас нет, попросите остановиться у ближайшего банка или «хорошего обменника».
Если по каким-то причинам вас не встречают в аэропорту, и вы планируете остановиться в одном из отелей Ташкента, есть несколько вариантов:
1) Воспользоваться услугами таксистов, которые встречают вас у выхода из аэропорта. По Ташкенту поездка на такси крайне редко выходит дороже 30 тысяч сумов ($2,7). Если багажа много, станет накладнее, но в разумных пределах – не больше, чем в два раза. Обязательно торгуйтесь
2) Заказать такси. Если нет возможности заказать самому, попросите сотрудников аэропорта, пассажиров или встречающих. Люди отзывчивые.
3) Если нет багажа, можно прогуляться. Выйти с территории аэропорта и поймать попутку. Можно на ближайшей остановке сесть на автобус.
Как добраться из Ташкента до Самарканда?
➡️ Самый надежный способ – купить авиабилет из своего города непосредственно до Самарканда. По состоянию на апрель, самаркандский аэропорт принимает самолеты из Алма-Аты, Стамбула, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сочи, Новосибирска, Иркутска и, само собой, городов Узбекистана. С июня прибавятся рейсы из Калуги, Самары, Уфы, Казани. Стоимость билетов из городов России в апреле начинается от $200 по текущему курсу. Также можно приобрести авиабилет до Ташкента (будет немного дешевле и география шире), а затем перелететь в Самарканд за сумму от 80 до 230 тысяч сумов (от $7 до $21).
➡️ Заказать такси от аэропорта до Самарканда. Ориентируйтесь на сумму в пределах $90, если много багажа. Если же багаж невелик, смело рассчитывайте на сумму раза в полтора меньше. Например, если такси заказать с помощью агрегатора, дорога обойдется примерно в 750 тысяч сумов ($66).
➡️ Приобрести билеты на поезд. Оптимальный вариант – скоростной поезд «Афросиаб». За сумму от 100 до 220 тысяч сумов (от $9 до $20) будете на месте за пару часов. Но покупать билеты на «Афросиаб» надо сильно заранее — спрос очень высок. Есть и другие поезда. Ненамного дешевле, но гораздо медленнее. Например, в плацкартном вагоне четыре часа за 93 тысячи сумов ($8,5). Зато с возможностью подремать под мерный стук колес.
➡️ Такси с автовокзала. Обойдется в сумму около 70 тысяч сумов ($6) за место. Обычно это простой седан. Водитель набирает полный салон. Ехать менее четырех часов. Таксисты торопятся и водят небрежно.
➡️ Автобус с автовокзала. Рейсовые автобусы ходят регулярно и медленно. За 38 тысяч сумов ($3,5) будете ехать четыре с половиной часа.
ГЛАВНЫЕ СЛОВА:
Ассало́м или сало́м — Здравствуйте или Привет
Рахма́т — Спасибо
Мархама́т — Пожалуйста
Кечираси́з — Простите
Сув — Вода (Газси́з — негазированная)
Канча́? — Сколько (денег)?
В следующей части расскажу об оформлении документов и мобильных телефонов (!), банковских карт, а также о качестве связи и ценах на аренду квартир.
-
02 октября02.10Тест на адаптациюК чему приведет ужесточение требований для въезжающих в Россию мигрантов и их семей
-
30 сентября30.09Казахское поле экспериментовКто и зачем создал орду между Волгой и Уралом
-
10 сентября10.09Вы сами так решилиПочему референдум о строительстве АЭС в Казахстане — плохая идея
-
02 сентября02.09Годы великого бедствияКак казахи пережили последнюю кочевую империю
-
28 августа28.08ФотоИз Парижа в СамаркандБольшие гонки на Гребном канале
-
14 августа14.08«Народ vs государство: на чьей стороне референдум по АЭС?»С выпуска под таким названием в Казахстане стартовал проект «Трансграничная журналистика»