Кровь и метан

Очереди на узбекских газозаправках обернулись стычками между автомобилистами
Фото с сайта autostrada.uz

Для многих узбекистанцев автомобиль и не роскошь, и не средство передвижения, а скорее «инструмент для заработка». Ведь всегда можно кого-то подвезти, доставить груз и прочее. Поэтому неудивительно, что любой топливный кризис сопровождается многокилометровыми вереницами машин на заправках. В этом году дело обстоит еще хуже — СМИ передавали о двух жестоких драках на заправках, где люди часами ждут возможности закачать в свой транспорт относительно дешевый метан. Причем в одном случае разборки привели к смерти человека. «Фергана» разбиралась, почему республика, богатая полезными ископаемыми, не может обеспечить водителей достаточным количеством газа и бензина.

Жертвы битвы за метан

Первый эпизод с дракой на заправке произошел в Дангаринском районе Ферганской области 3 февраля. Как это часто бывает в Узбекистане, сначала информация о конфликте появилась в социальных сетях, а через пару дней, установив детали происшествия, официальное заявление сделали правоохранительные органы. В данном случае подсуетилась Генеральная прокуратура. Пресс-служба надзорного ведомства уточнила, что на территории автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) произошла ссора между находившимися в очереди за метаном мужчинами.

Дошло до рукопашной. Рядом стоявший парень попытался разнять агрессоров, но в итоге сам получил травмы и потерял сознание. По пути в больницу он умер.

Силовики завели дело по статье 277 («Хулиганство») Уголовного кодекса республики. Двух подозреваемых взяли под стражу. Ведется следствие, назначены соответствующие судебно-медицинские экспертизы.

26 февраля сообщалось об аналогичном инциденте в Юкоричирчикском районе Ташкентской области. Несколько мужчин устроили драку на АГНКС, причем, судя по распространенному в интернете видео, ситуация была накалена до предела. Парней, упавших на землю, жестоко били ногами по телу и голове. В Сети появилась информация, что один из пострадавших скончался. Однако региональное ГУВД поспешило опровергнуть сведения о смерти узбекистанца. Тем не менее, в ведомстве признали факт конфликта, установили личности его участников. Как и в ЧП, описанном выше, возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», ведется следствие.

Вероятно, такие эксцессы возникают куда чаще, просто в СМИ и правоохранительные органы попадают лишь особо громкие случаи, требующие вмешательства сотрудников МВД. По крайней мере администратор популярного в Узбекистане Telegram-канала Troll.uz указал на это, сославшись на своего знакомого, по словам которого

драки на заправках случаются почти каждый день, ведь в одном месте собираются «сотни озлобленных мужиков».

Корни проблемы

Почему же автовладельцы так бодаются друг с другом за право накормить своего «железного коня»? С таким вопросом мы обратились к основателю и издателю проекта Autostrada.uz Александру Кашубину.

«Очереди на газовых заправках — явление сезонное, вызванное, чаще всего, дефицитом газа в холодную погоду. Например, в середине февраля, перед понижением температуры, в государственной компании «Худудгазтаъминот» предупреждали о возможных ограничениях по поставкам топлива на станции. Причем подобная ситуация повторяется каждый год. Любое похолодание ниже нуля приводит к тому, что газ поставляется в первую очередь населению. Заправки либо закрываются, либо работают в усеченном графике — по несколько часов в сутки», — пояснил эксперт «Ферганы» природу этого привычного для Узбекистана явления.
Очередь на заправке в Ферганской долине. Фото с сайта kun.uz

Кашубин добавил, что ограничения на АГНКС приводят и к очередям за бензином, ведь для огромного количества узбекистанцев автомобиль является средством заработка или дополнительного дохода, так что оставаться на ходу крайне необходимо. По словам нашего собеседника, особенно растет спрос на дешевое горючее марки АИ-80, потому что работать таксистом или курьером, заливая в машину более дорогой АИ-92, невыгодно.

Эксперт привел еще две причины коллапса на автозаправочных станциях (АЗС), торгующих бензином.

«Во-первых, это спекуляции на бирже. Крупные АЗС скупают весь объем топлива, из-за чего растут цены и на частных заправках тот же АИ-80 продается гораздо дороже, чем на государственных. Естественно, на объектах «Узбекнефтегаза», образуются километровые очереди.

Во-вторых, стоит учитывать фактор, создающий спекулятивный спрос на бензин. Речь идет о разрыве в стоимости горючего в Ташкенте и регионах. Бывали периоды, когда бензин в столице был в полтора раза дешевле, что подстегивало спрос и активность со стороны перекупщиков», — размышляет Кашубин.

Несвоевременное повышение

Согласно анализу специалистов проекта Global Petrol Prices, по состоянию на 26 февраля 2024 года Узбекистан по стоимости бензина опережал соседей по Центральной Азии. Так, согласно этим данным, литр топлива в среднем по стране стоил $1,022. Для сравнения: в Кыргызстане — $0,773, в Казахстане — $0,544, в Туркменистане — $0,428.

Однако этого властям оказалось недостаточно — несколько дней назад на фоне кризиса с горючим самый ходовой бензин марки АИ-80 поднялся в цене с 6800 сумов ($0,54) до 7000 сумов ($0,56). По данным «Узбекнефетегаза», в ситуации виноват рост объема импортного топлива, которое в России производят, к слову, специально для Ташкента, так как в РФ «восьмидесятый» не пользуется спросом. В госкомпании добавили, что

на внутреннем рынке доля ввезенного из-за рубежа бензина достигает 40%.

Отметим, что в эти же дни Россия объявила о введении с 1 марта запрета на экспорт автомобильного топлива. Однако, как подчеркивалось, ограничения не затронут ряд стран, контракты с которыми будут выполняться без корректировок. В этом списке партнеров значится и Узбекистан.

Александр Кашубин считает, что высокая стоимость бензина частично объясняется налогами и акцизами. Во многом поэтому ввозимое в республику топливо по дороге значительно прибавляет в стоимости — зачастую в два раза и более.

Фото пресс-службы АО "Узбекнефтегаз"
«Объяснений этому в открытых источниках нет, что порождает слухи о монополии на импорт бензина и искусственном завышении цен на бирже. Хотя подтвердить данные предположения документами невозможно. Удорожание также связывают с высокой стоимостью нефти, но вряд ли здесь есть прямая зависимость, так как при падении котировок на «черное золото» цена бензина вниз не идет», — поделился создатель Autostrada.uz.

Что касается солидной доли импорта на рынке топлива, то Кашубин объясняет это низким качеством местной нефти, из-за чего бензин АИ-92 и АИ-95 производится из заграничного сырья.

«А мощностей для выпуска АИ-80 не хватает, чтобы покрыть все потребности республики. Да и, похоже, импортный бензин стоит дешевле произведенного в Узбекистане из-за высокой степени изношенности оборудования на местных нефтеперерабатывающих заводах», — резюмировал эксперт «Ферганы».

Выход из кризиса найден?

Ситуация с относительно дешевым бензином может стать еще хуже, так как власти Узбекистана планируют отказаться от использования АИ-80. Это обусловлено тем, что марка не соответствует международным экологическим стандартам. А ведь Ташкент в последнее время уверенно закрепился в антирейтинге самых грязных городов мира, с чем правительство республики мириться не собирается.

На первый взгляд, вывод с рынка «восьмидесятого» нанесет очередной удар по карманам автолюбителей. Однако Александр Кашубин считает, что от искусственного «перехода» на АИ-92 могут выиграть все стороны при условии, если Узбекистан сумеет обеспечить водителей качественным топливом по разумным ценам. Ведь уже сейчас АИ-80 стоит дороже, чем, например, АИ-95 в Казахстане, подчеркивает эксперт. Он также напомнил, что история знала периоды, когда завезенный из-за рубежа бензин продавался по более низкой цене в сравнении с местным горючим даже дешевой марки.

Вместе с тем Кашубин отмечает, что при отказе от АИ-80 отрасль вряд ли быстро перестроится и наладит выпуск дешевого «девяносто второго». Так что властям будет важно обеспечить бесперебойную работу АГНКС, поскольку большая часть машин работает на метане. Правда, здесь есть огромный «минус» для автовладельцев — с 1 апреля текущего года в республике увеличивается акциз на бензин и газ, и метан, конечно, вырастет в цене.

«Для решения проблемы, как мне кажется, необходима либерализация рынка, а также снижение налоговой нагрузки на импортеров и производителей топлива. При открытом рынке стоимость бензина снизится, так как не будет создаваться искусственный дефицит ради получения спекулятивной выгоды», — предложил рецепт выхода из кризиса наш эксперт.

Еще одним вариантом «убить сразу двух зайцев» выглядит идея развивать электромобили, которые и экологию не портят, и в бензине не нуждаются. Активно внедрять «зеленый» транспорт призывает чиновников и президент Шавкат Мирзиёев.

Причем, как сказал Кашубин, в Ташкенте и других крупных городах нет проблем с инфраструктурой — на данный момент здесь достаточно зарядных станций, чтобы пользоваться электромобилем, даже не имея возможности заправлять его дома. Это объясняется тем, что владельцы таких машин частенько устанавливают «зарядки» на стоянках, и нет нужды в организации дополнительных общедоступных станций.

Однако наш эксперт считает, что

«зеленые» автомобили глобально не решат проблему с экологией.

«Сегодня электроэнергия в стране вырабатывается в том числе на угольных и мазутных электростанциях, причем производство ресурсов не поспевает за спросом. Плюс в Ташкенте и областях главной причиной загрязнения является отказ от «чистого» топлива: теплицы и промышленные предприятий перевели с газа на уголь ради обеспечения газом населения. Все это приводит к серьезному росту выбросов вредных веществ в атмосферу. К тому же, если резко увеличить число электромобилей, то водители будут стоять в очереди на зарядку, как сейчас они стоят за бензином и метаном», — пояснил Кашубин.

И, наконец, опять же в основном в заботе об экологии решено в столице Узбекистана раз в месяц по будням проводить «День без автомобиля». Акция предполагает временный запрет на появление в Ташкенте всех машин, кроме общественного и служебного транспорта. Представителям правительства и мэрии рекомендуется добираться на работу автобусами и метро, личным примером стимулируя граждан хотя бы на сутки оставить своих «железных коней» в стойлах.

Комментируя эту часть инициативы, эксперт «Ферганы» предположил, что она вряд ли окажется эффективной.

«Как мне кажется, в конечном счете все сведется к тому, что лишь на маршрутах, которыми будут пользоваться чиновники, обеспечат образцово показательный график движения», — спрогнозировал основатель Autostrada.uz.

Он подчеркнул, что в целом скептически относится ко «Дню без автомобиля».

«Общественный транспорт перегружен, из-за чего в настоящий момент личное авто или такси являются безальтернативным способом комфортного передвижения по городу», — резюмировал Кашубин.

  • Аргументы президента Кыргызстана и реакция международных организаций на подписание закона «об иноагентах»

  • После атаки на «Крокус Сити Холл» в России прокатилась волна давления на мигрантов из Центральной Азии

  • Несколько областей Казахстана ушли под воду из-за паводка

  • Изменит ли суд над Бишимбаевым ситуацию с бытовым насилием в Казахстане