В легендарном итальянском городе на воде открылась 60-я Венецианская биеннале современного искусства, и присутствие Узбекистана в этот раз там заметнее, чем когда-либо. Помимо национального проекта «Не пропусти свой выход» художницы Азизы Кадыри и творческой группы Qizlar Collective, который представлен в Арсенале, показывают двухчастный проект «Узбекистан: авангард в пустыне». Одна его глава – «Форма и символ» – демонстрируется в венецианском университете Ка’Фоскари, а вторая – «Свет и цвет» – в Палаццо Питти во Флоренции. То есть ответом на заданную куратором биеннале Адриано Педроса тему «Иностранцы повсюду» стали две истории о разнонаправленных миграциях прошлого и настоящего. Но обо всем по порядку.
Узбекистан будущего родом из прошлого
История присутствия Узбекистана на Венецианской биеннале насчитывает всего несколько лет. Впервые центральноазиатское государство представило свой национальный павильон в 2021 году на 17-й архитектурной биеннале. Проект получил название «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь». Он рассказывал о внутренней культуре кварталов (общин), где сохраняются традиции, отличные от современной городской жизни. С помощью 3D-технологий посетители павильона могли перенестись в махалли Ташкента и увидеть в быстро меняющемся ритме комнаты разных жителей общины.
Впрочем, дебютный проект Узбекистана был посвящен не только традициям, но и будущему. На повестку вынесли вопросы о том, как приспособить исторические кварталы к современной жизни, ведь даже провести туда канализацию без вреда для старой архитектуры – задача не из легких. Некоторые махалли становятся туристическими центрами, но и тут есть ловушка – как сохранить культуру таким образом, чтобы не превратить жизнь общины в «диснейленд», не нарушить традиционный уклад и покой?
Проект напоминал, что в ХХ веке многие архитекторы, среди которых был главный теоретик и практик конструктивизма Моисей Гинзбург, вдохновлялись махаллей и переносили этот опыт в свои проекты экспериментальной организации жилища нового человека.
Следующий проект, представленный Узбекистаном уже на Венецианской биеннале современного искусства, тоже исследовал и прошлое, и будущее. В основу выставки на 59-м мировом арт-смотре легло наследие Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми – одного из крупнейших мусульманских ученых IX века, математика, астронома, географа и политика, которого называют «отцом алгебры». Проект получил название «Сад знаний» – по аналогии с Домом мудрости, который возглавлял ученый в Багдаде.
Пространство превратили в фантазийный сад с затемненным зеркальным полом, в который «врезаны» ступенчатые амфитеатры–аудитории, где можно устраивать дискуссии. Такая атмосфера, придуманная кураторами — Шейдой Гомашши и архитектурно-исследовательской студией Space Caviar, — отвечала общей теме смотра «Молоко снов»: цитата, заимствованная из книги художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон, по словам куратора биеннале Чечилии Алемани, «описывает волшебный мир, где жизнь постоянно переосмысливается через призму воображения и где каждый может измениться, трансформироваться и стать кем-то другим». Узбекский проект предлагал погрузиться в трансформацию, используя опыт одного из главных новаторов и энтузиастов мусульманского мира, жившего более тысячи лет назад.
Через год, на 18-й архитектурной биеннале, Узбекистан ответил на заявленную общую тему «Лаборатория будущего» проектом «Деконструируем вместе: архаизм против современности», над концепцией которого работала франко-марокканская Studio Ko (Карл Фурнье, Оливье Марти, Жан-Батист Каризе, София Бенгебара). Древняя архитектура – в частности, многовековые крепости Каракалпакстана и наследие хорезмской цивилизации, – стала его фундаментом. Научно-исследовательский проект узбекских студентов-архитекторов, которые работали под руководством профессоров Университета Аджу в Ташкенте, был посвящен изучению старинных методов строительства и типов отделки, которые можно было переосмыслить и использовать в будущем. Архитектуру прошлого буквально разобрали по кирпичикам, чтобы следующее поколение могло собрать из ним будущее.
Этот краткий обзор присутствия Узбекистана на венецианских смотрах высвечивает общую линию – обращения к традициям и поиск в них материала для новаторства. Выбранному курсу Узбекистан не изменил и теперь.
Сюзане из искусственного интеллекта
На 60-й по счету биеннале современного искусства в Венеции национальный павильон Узбекистана, разместившийся в Арсенале, представлен проектом молодой художницы Азизы Кадыри, которая исследует темы идентичности, деколониальности, лиминальности, феминизма и миграции через национальные традиции, современные технологии и художественные практики. Ее проект «Не пропусти свой выход» (Don’t Miss The Cue) – по-женски мягкий ответ на тему 60-й Венецианской биеннале – о внешней и внутренней миграции.
Центральным элементом пространства стал театральный занавес, вручную сотканный мастерицей Мадиной Касымбаевой по эскизам Азизы Кадыри в технике «сюзане».
Сюзане – не просто традиционный узбекский ковер, вышитый по шелку, бархату или хлопчатобумажному полотну. Издревле такие расшитые панно готовили в качестве приданого к свадьбе. В растительных узорах «зашиты» обережные символы, которые должны были охранять молодоженов от злых сил. Любая девочка начинала вышивать свое сюзане в 10-12 лет. И вместе с навыками рукоделия, она осознавала свою главную роль – стать женой и матерью, хранительницей домашнего очага. Чем более искусным было сюзане невесты – тем выше калым (выкуп) за искусницу.
Однако сюзане Азизы Кадыри, исполненное в глубоких синих оттенках, не копирует классические узоры: ее полотно одновременно напоминает авангардный занавес, какой можно было найти в советских Домах культуры, которые изменили традиционный уклад жизни Узбекистана в ХХ века. То есть художница «сшивает» фон из разных культурных наслоений, в том числе из ДНК предков.
«Независимо от того, где вы находитесь, вы всегда по-настоящему глубоко внутри себя», – пишет Педроса в манифесте 60-й биеннале. Узбекская художница отвечает ему личным примером. Она и сама странница.
Уроженка Узбекистана получила степень в области дизайна в Университете Цинхуа в Пекине в 2017 году, выставлялась в Москве и Петербурге, а сейчас живет в Лондоне. И где бы она ни находилась, вместе с ней мигрируют и национальные культурные коды.
Вместе с панно представлены отдельные аудиовизуальные работы, где узнаваемые паттерны сюзане с помощью искусственного интеллекта утрачивают первозданный вид и превращаются почти что в абстракции. Подобный прием Азиза использовала в недавней серии «Архивы самоэкзотики», созданной с помощью нейросети, которая преобразовывала женские портреты в традиционную вышивку. Так, по словам автора, она пыталась «запечатлеть ментальные ловушки, которые неосознанно создала для себя в процессе самоидентификации, когда иной раз чувствуешь себя аморфным существом в состоянии потока, без окончательной формы».
Внутренняя миграция, по мысли узбекской художницы, – трансформация личности через ткань прошлого. На выставке зритель – внутри этого процесса, он становится частью закулисья. «Весь мир – театр, а люди в нем актеры», – читается в этой плотно сшитой метафоре, созданной Азизой вместе с группой ташкентских художниц Qizlar Collectiv.
Девушки появились на открытии в легких национальных чапанах и лаконичных платьях в пол.
«Лично для меня совместный аспект творческого процесса является ключевым: здесь женские ''голоса'' объединяются, представляя различные переживания — миграцию, трансформацию и устойчивость. Вместе мы переосмысливаем способы взаимодействия с культурным и историческим наследием, особенно с текстилем и костюмами, традиционно связанными с ''женскими'' ремеслами. Синтез искусства и технологий становится инструментом для изучения современной узбекской идентичности», — сказала Азиза Кадыри на открытии, стоя у микрофона как раз на фоне многометрового синего сюзане.
«Вместе» в этой речи стоит подчеркнуть. Участие женского арт-комьюнити Qizlar Collectiv, созданного в 2022 году как платформа для обмена опытом молодых художниц из Узбекистана, – часть высказывания проекта «Не пропусти свой выход». Qizlar объединяет около 300 женщин, которые все время на связи в чате и помогают друг другу в самых разных аспектах жизни – найти работу, пристроить кошку, болтать о жизни и искусстве, а в результате немного лучше узнать себя и создать нечто неповторимое. Самоидентификация, может, и глубоко личностный процесс, но в то же время он коллективный. Традиции – это не земля, где они родились, а люди, в которых они проросли и должны держаться вместе, считает Азиза.
Восточный авангард дошел из пустыни до моря
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне» – еще одна история, плотно связанная с наследием Узбекистана и в то же время с темой миграцией, – не является частью основной программы биеннале, но стал важной культурной интервенцией. Впервые на выставках, организованных при поддержке Фонда развития культуры и искусства Узбекистана, представлены работы художников-модернистов, работавших в Центральной Азии в первой половине ХХ века. Более 100 живописных работ и рисунков показывают, как последователи лидеров русского авангарда – Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Павла Филонова, – использовали новаторские методы своих учителей.
Большинство из них оказались в Узбекистане волею судеб. Они были иностранцами на восточной земле. Речь о таких художниках, как Александр Волков, Николай Карахан, Надежда Кашина, Елена Коровай, Михаил Курзин, Виктор Уфимцев, Урал Тансыкбаев, Усто Мумин (псевдоним Александра Николаева) и другие. Многие из них оказались в Узбекистане в ссылке как раз в тот момент, когда авангард начали обвинять в «формализме». В 1930-е годы художники могли поплатиться за свои художественные эксперименты жизнью или свободой, а картины приходилось прятать.
-
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
-
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
-
Проект «Узбекистан: авангард в пустыне». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
Археолог и художник Игорь Савицкий, которого называют советским Индианой Джонсом, приехал в Нукус на раскопки и остался там. В середине 1960-х он возглавил местный художественный музей, где собрал работы авангардистов – это и произведения 1920–1930-х годов, и картины шестидесятников родом как из Узбекистана, так из самых отдаленных от него мест. Его коллекция стала известна в 1980-х, когда вышел альбом «Авангард, остановленный на бегу». Он открыл это явление, и оно все больше притягивает специалистов. В 2017 году впервые сокровища Нукуса показывали в Пушкинском музее в Москве, а теперь оно впервые представлено в Италии.
Научным консультантом проекта выступила бывший директор Третьяковской галереи, искусствовед Зельфира Трегулова, которая предложила пересмотреть введенное лет 15 назад понятие «туркестанский авангард».
На ее взгляд, явление это шире, предлагается называть его «восточным авангардом» – avant-garde orientalis. Термин «туркестанский авангард» возник после одноименной выставки в московском Музее Востока в 2009 году и не охватывает всей широты явления.
Первая часть проекта – «Форма и символ» – заняла пространство Университета Ка’Фоскари в Венеции, расположенного во дворце XV века. Фасад этого хорошо узнаваемого здания в стиле венецианской готики смотрит на Гранд-канал. В экспозиции – работы из собраний Государственного музея искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого и Государственного музея искусств Узбекистана.
Многие уже наслышаны о коллекции Игоря Савицкого, но проект под кураторством Сильвии Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’Фоскари предлагает не только расширить термин, но и рассматривает более объемную территорию. Здесь можно найти ташкентский авангард, который оказался в Музее Туркестана в 1921 году. Это 59 работ мастеров русского авангарда, включая четыре произведения Кандинского. В Ташкенте, как и в Нукусе, сохранились фантастические вещи.
Второй раздел — «Свет и цвет», разместившийся в памятнике эпохи кватроченто Палаццо Питти, — фокусируется на образе Центральной Азии в искусстве первой половины XX века, начиная с русских ориенталистов, работавших в Туркестане еще до 1917 года, и заканчивая представителями национальной школы живописи первой половины ХХ века.
-
Из раздела «Свет и цвет». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
-
Из раздела «Свет и цвет». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
-
Из раздела «Свет и цвет». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
-
Из раздела «Свет и цвет». Фото пресс-службы Фонда развития культуры и искусства Узбекистана
Здесь тоже есть произведения, отправленные в 1921 году в Ташкент московским Музейным бюро при отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения: работы Кандинского, Клюна, Родченко, Поповой, Розановой, Экстер, а также работы художников, которые под их влиянием искали свой путь в искусстве. Концепция avant-garde orientalis раскрывается через эволюцию этого художественного направления: предметы национального декоративно-прикладного искусства соседствуют с живописью, выявляют глубину культурно-исторических связей. Словом, и этот проект получился о тонких и глубинных пересечениях прошлого и будущего, где на основе «археологии» складывается портрет настоящего и высвечиваются очертания будущего, которым не обойтись без национального колорита.
-
14 октября14.10Такие разные, такие похожиеУзбекские партии представили программы, с которыми они идут на парламентские выборы
-
02 октября02.10Тест на адаптациюК чему приведет ужесточение требований для въезжающих в Россию мигрантов и их семей
-
23 сентября23.09ФотоИмам упал в обморокВ Ташкенте прошел гастрономический фестиваль Lazzatli O’zbekiston
-
17 сентября17.09Эрмитаж и WOSCU — почти десять лет сотрудничестваЧем культурное наследие Узбекистана удивило Эрмитаж? Доклад Павла Лурье
-
09 сентября09.09ФотоГлазами нового поколенияВ Ташкенте прошел первый RE/Generation Art Fest
-
02 сентября02.09Просвещение против невежестваКак прошел VIII Международный конгресс WOSCU при участии Центра исламской цивилизации