IMEI или не имей?

Кыргызстанцы столкнулись с проблемами при регистрации ввезенных из-за рубежа смартфонов
Фото с сайта elogistika.info

В двадцать первом веке остаться без сотового телефона смерти подобно. Однако кыргызстанцы, купившие смартфон за рубежом или на иностранном маркетплейсе, рискуют-таки оказаться без связи. По закону они должны зарегистрировать устройство в Государственной системе идентификации (ГСИ), но сайт imei.kg, через который осуществляется процедура, работает со сбоями. На многочисленные жалобы обратили внимание в правительстве республики. 7 октября этот вопрос поднял премьер-министр Акылбек Жапаров. Он поручил ответственным ведомствам заняться решением проблемы, подчеркнув, что при необходимости государство расторгнет контракт с частной компанией, получившей эксклюзивное право регистрировать IMEI-коды. В ситуации, вызвавшей в Кыргызстане широкий общественный резонанс, разбиралась «Фергана».

Заплати и звони

Постановление кабмина об обязательной регистрации мобильных устройств по IMEI-коду было издано 31 мая 2022 года. Но сам процесс начался в стране с 25 июня 2024-го. Основными причинами нововведения были названы борьба с контрабандой и обеспечение прозрачности при импорте смартфонов и планшетов, поскольку теперь предприниматели должны при ввозе в страну товара вносить его в ГСИ с указанием информации о таможенных пошлинах и уплаченных налогах.

Актуальность меры объясняется масштабом бизнеса. По данным Национального статистического комитета, с 2019 по 2023 годы в Кыргызстан поставили около 24 млн сотовых аппаратов на сумму свыше $1 млрд. Хотя чиновники не уточнили точное количество продукции, завезенной нелегально, ограничившись формулировкой «львиная доля», по обороту видно, что мимо бюджета проходят большие деньги.

Есть и другая причина обязательного учета — противодействие ворам: при краже устройства правоохранительные органы могут легко его заблокировать, тем самым превратив смартфон в бесполезную игрушку.

Для тех, кто после введения новых правил приобрел аппарат в Кыргызстане, все ясно: за его регистрацию в ГСИ отвечает продавец. То есть, если гражданину вдруг прислали смс-оповещение с просьбой отметиться в системе, значит — ему попался «левый» товар, и в этом случае следует обратиться в точку продаж и решить вопрос там (возможно, смартфон не прошел процедуру по ошибке), либо заявить на нечистоплотный магазин в милицию или Госкомитет нацбезопасности. Кстати, упомянутое ведомство является держателем базы IMEI-кодов, так что при столкновении с контрабандой жалобы в ГКНБ обещают быть более эффективными.

Проверить легальность телефона можно тремя способами:

👉 набрав на нем комбинацию символов *5656#;

👉 обратившись к своему мобильному оператору;

👉 использовав специальную опцию на портале imei.kg (ее легко найти на главной странице).

Теперь встает вопрос, что делать людям, которые купили телефон за рубежом или в интернет-магазинах. К слову, кыргызстанцам разрешается ввозить из-за границы для личного пользования не более двух мобильных устройств в год. Аппарат сверх этого лимита придется вносить в таможенную декларацию и отчитываться о покупке в налоговой службе.

Процесс регистрации можно осуществлять только на сайте оператора ГСИ imei.kg. Как указано в разделе FAQ данного веб-ресурса, с 25 июня по 25 августа физлица могли внести информацию о своих гаджетах бесплатно. В дальнейшем — только уплатив установленный властями сбор в размере 528 сомов ($6,2) плюс НДС (12% от стоимости товара). Но оказалось, что не все так просто.

Мы не ищем легких путей

IMEI или International Mobile Equipment Identity — 15-значный уникальный код мобильного устройства, в котором используются SIM-карты. В нем содержится информация о модели, серийном номере, месте производства и прочее. Обычно IMEI-код указан на упаковке, на корпусе гаджета или на стикере, наклеенном на съемный аккумулятор.

Если же вы не нашли код, то его можно узнать, набрав на телефоне *#06#.

Но если думаете, что в Кыргызстане для записи в систему идентификации достаточно указать код на сайте оператора и оплатить услугу, то вы ошибаетесь. Согласно законодательству, абонент должен предоставить еще массу персональных сведений.

Обратимся к уже упомянутому разделу «частых вопросов» на imei.kg и получим такой список:

✅ ID номер (номер идентификационной карты граждан КР);
✅ ПИН (персональный идентификационный номер);
✅ фотография документа, удостоверяющего личность, в режиме реального времени;
✅ ФИО;
✅ адрес электронной почты;
✅ номер телефона;
✅ IMEI код(ы) устройства;
✅ память устройства;
✅ дата въезда в Кыргызскую Республику, не превышающая срок в 30 дней (если устройство было привезено пользователем из-за границы);
✅ информация о том, что аппарат был ввезен из государств-членов ЕАЭС или из третьих стран;
✅ подтверждающие документы от налоговых или таможенных органов (для онлайн-заказов), а именно:
- номер сопроводительной накладной (для онлайн-заказов в рамках ЕАЭС);
- выписка пассажирской таможенной декларации (для онлайн-заказов из третьих стран).

Фото с сайта androidinsider.ru

Сотовые компании часто обращают внимание на «подводный камень» — каждый слот, способный принять SIM-карту, обладает своим IMEI. Так что если регистрируете телефон с двумя SIM (а сейчас таковых на рынке большинство), то следует прописать коды для разных слотов. Но при этом система воспримет аппарат как один смартфон и платить дважды за процедуру не придется.

Зачем так много дополнительных сведений, непонятно. Фото паспорта в режиме онлайн вообще впечатляет! Кажется, проще собрать документы на получение визы в США. Данная бюрократия ожидаемо вызвала негодование кыргызстанцев. Но, как оказалось, это мелочи по сравнению с общей работой сайта.

Есть на сайте кто живой?

В последнее время в СМИ и соцсетях наблюдается шквал претензий к imei.kg. Многие граждане жалуются на то, что не смогли пройти регистрацию в «бесплатный» период потому, что система просто зависала и не реагировала на отправленные на портал данные. Теперь за внесение гаджета в ГСИ приходится платить, но и сейчас в процессе возникают сложности. Есть и такие люди, которые успели воспользоваться услугой до 15 августа, но по неизвестным причинам их IMEI в итоге не попал в базу, и по прошествии 30 дней с момента начала использования устройства абоненту автоматически отключили связь. Подобная ситуация случается и после оплаты — даже при наличии чека не факт, что смартфон отобразится в системе идентификации.

Большое неудобство для граждан заключается и в способах оплаты. Во-первых, это можно сделать только онлайн. Во-вторых, лишь через мобильные кошельки: Balance, MegaPay и в приложении «Мой О!».

Фото с сайта pedsovet.org

Тема активно обсуждается в Telegram-каналах, где столкнувшиеся с проблемами пользователи называют веб-ресурс imei.kg «околорабочим сайтом». Некоторые владельцы новомодных смартфонов пишут, что после регистрации портал выдает статус «Заявление находится на рассмотрении». Но когда оно будет рассмотрено и будет ли вообще — тайна.

Отдельная критика адресована техподдержке оператора ГСИ. Кыргызстанцы жалуются, что ни по одному из телефонов нельзя дозвониться, приходится долго ждать в очереди, потом система просто сбрасывает соединение. То же самое происходит при обращении на почту или отправке посланий через специальную форму. Никто не реагирует. Как подметил один из пользователей соцсетей, «там как будто нет живых людей совсем».

Возможно, было бы проще, если бы отвечающая за процесс компания открыла офисы, например, для приема оплаты наличными или с помощью банковских карт. Но таких условий фирма не создала, заставляя граждан тратить время и нервы в тщетных попытках связаться с виртуальной (а может, и не существующей) службой поддержки клиентов.

Кстати, об операторе. На фоне массового недовольства его работой депутат парламента Дастан Бекешев интересовался у коллег, каким образом право на регистрацию телефонов в Кыргызстане получила российская компания.

На самом деле у народного избранника не совсем точные сведения. Сайтом imei.kg владеет ОсОО «Инмобайл», зарегистрированное в центральноазиатской республике, но являющееся международной организацией. В частности, компания работает в странах Ближнего Востока, Африки, Персидского залива и Евразии. Как добавили в компании, ее основной учредитель и владелец интеллектуальной собственности по идентификации устройств связи — гражданин Ливана Шарбель Эль Литани. Представители «Инмобайла» уточнили, что имеют лишь юридический адрес — по факту это территория, где располагается закрытый склад. В компании считают, что поскольку они предоставляют услуги онлайн и все процессы цифровизированы, то нет смысла открывать офис. А физический адрес фирмы «не разглашается из соображений безопасности».

Опыт соседей

В вопросе обязательной регистрации IMEI-кодов Кыргызстан не просто следует опыту соседей, но и чуть ли не последним из государств Центральной Азии внедрил эту систему (неизвестно, есть ли такой учет в Туркменистане).

В Казахстане идентификационные данные гаджетов учитывают с начала 2019 года. Причем в этой стране абонентам приходится, пожалуй, проще всего. IMEI регистрируются через специальные сайты или операторов связи, им необходимо предоставить сам код и индивидуальный идентификационный номер, который выдается каждому гражданину один раз и пожизненно. Главное — процедура совершенно бесплатная. Если говорить об органах, контролирующих базу данных, то и здесь все логично: цифровым сервисом управляет «Государственная радиочастотная служба», также реестр курируют Минцифры и Министерство внутренних дел.

Правительство Таджикистана приняло соответствующее постановление в 2020 году. Как сказано на сайте imei.tj, до 30 апреля 2023-го информацию о телефонах вносили в Государственную систему бесплатно и в автоматическом режиме при подключении аппарата к местному мобильному оператору. Однако затем процедура стала платной, причем ее стоимость зависит от цены гаджета. Расчет происходит по схеме: НДС в размере 14% плюс 50 сомони ($4,7). Есть еще таможенные сборы, но они в основном касаются предпринимателей, так как физлицам можно беспошлинно ввозить в страну товары на сумму до $2000. Сведения, указываемые в заявлении, минимальны: ФИО, идентификационный номер налогоплательщика, откуда ввезен аппарат и через какой пункт, номер телефона и IMEI. Добавим, что веб-ресурсом, на котором можно проверить свои коды, рассчитать стоимость услуги и прочее, заведуют Служба связи при правительстве Таджикистана и Таможенная служба республики.

Фото с сайта kun.uz

В Узбекистане обязательный учет мобильников вступил в силу с 1 ноября 2019 года. Сначала все было бесплатно и автоматически — вставил SIM-карту, попал в базу. Но с декабря того же года гражданам предложили раскошелиться. Причем здесь взимают деньги за каждый слот (так как он имеет оригинальный IMEI), то есть за устройства с двумя SIM люди платят вдвойне. Тариф для местных пользователей установлен на уровне 20% базовой расчетной величины, что сегодня составляет 75 тысяч сумов ($5,85), для смартфонов dual card — 150 тысяч сумов ($11,7). Внести аппарат в систему можно на специальных сайтах, на госпортале, через операторов связи и даже в почтовых отделениях. В анкете, помимо информации о гаджете, нужно указать лишь паспортные данные. Процессом рулит Государственное унитарное предприятие «Республиканский центр управления сетями телекоммуникаций Узбекистана».

Отметим, что практически во всех странах региона звучали недовольные отклики о системе, в Узбекистане и вовсе создавали петицию с требованием отменить плату за учет IMEI-кодов, но документ не повлиял на решение властей. Впрочем, массовых жалоб на технические недостатки сайта-монополиста, которые наблюдаются в Кыргызстане, пожалуй, не было нигде. Возможно, разгадка проста: в остальных государствах процесс доверили госструктурам. Может, и Бишкеку стоит прикрыть «частную лавочку» и определиться с ответственными чиновниками, чтобы те под страхом увольнений и выговоров навели порядок в местном IMEI-бардаке.