Россия и Узбекистан разошлись в подсчетах посетивших республику туристов

Достопримечательности Бухары. Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"

Ассоциация туроператоров России (АТОР) скорректировала в сторону уменьшения данные Узбекистана о 30%-м росте российского турпотока в эту страну за первые девять месяцев 2018 года. По данным погранслужбы ФСБ, рост составил 25,9%, сообщает «Вестник АТОР».

Общий выездной турпоток в Узбекистан за этот период составил 128.808 человек (на 21,3% больше, чем за три квартала прошлого года), а поток с целью туризма — 27.158 человек (на 25,9% больше в годовом выражении).

Между тем, посол Узбекистана в России Ботиржон Асадов, выступая на презентации туристического потенциала Узбекистана в Новосибирске, привел другие цифры. Он заявил, что в январе–сентябре республику посетили 350 тысяч туристов из России, в то время как год назад за этот же период — 270 тысяч человек.

В АТОР заявили, что «российские туроператоры и официальная статистика не фиксируют такой динамики», и «цифры, приведенные г-ном Асадовым, не вполне согласуются с официальной российской выездной статистикой за 9 месяцев 2018 года». Расхождение объяснили тем, что российская погранслужба учитывает только перемещения в Узбекистан авиационным транспортом.

В АТОР признали, что подсчет погранслужбы ФСБ вызывает вопросы, поскольку большинству выезжающих по безвизовым направлениям не задают вопросов о цели поездки на российской границе. «Разница абсолютных цифр в российской и узбекской статистике вряд ли может быть объяснена и железнодорожным турпотоком — в этом случае придется поверить, что около двух третей туристов выезжают в Узбекистан поездами, которые идут двое суток», — добавили в ассоциации. В то же время и погранслужба, и узбекская сторона фиксируют рост выездного потока из России.

Российские туроператоры отметили, что с узбекскими компаниями стало проще работать. В пресс-службе туроператора «Алеан» сообщили, что ответы от отелей стали приходить быстрее, однако спрос на направление не растет — преимущественно из-за высокой стоимости авиабилетов (от 18 тысяч рублей) и отсутствия рекламы у направления. Кроме того, продолжает действовать стереотип, что в Узбекистане нет условий для качественного и комфортного отдыха.

Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин отметил, что дорогой и длительный (около 4 часов) перелет в Ташкент не способствует развитию коротких поездок, например, туров выходного дня (в отличие от Грузии или Армении). Кроме того, для въезда в Узбекистан россиянам нужен загранпаспорт, что снижает поток потенциальных туристов в 4-5 раз. Стоимость туров вместе с перелетом у «Дельфина» составляет 45-50 тысяч рублей на человека за 4-5 дней, у «Алеана» — от 27 тысяч рублей за 5 дней без учета стоимости дороги.

По данным операторов, в Узбекистане востребованы исключительно экскурсионные туры по маршруту Ташкент – Бухара – Самарканд, а другие форматы отдыха (активный отдых, комбинированные туры, корпоративный отдых и деловой туризм) практически не интересуют, поскольку о них нет информации. «Так страна воспринимается извне, и с этим ничего не поделаешь», — отметил Ромашкин. Россияне выбирают в основном трех- или четырехзвездочные отели с завтраком, и едут в Узбекистан весной и осенью, так как с мая по сентябрь в стране стоит очень жаркая погода.

По данным Госкомстата республики, с января по сентябрь 2018 года Узбекистан посетили 4,6 млн иностранных граждан, из них лишь 7% (327 тысяч) указали целью визита в страну «туризм». На граждан Казахстана пришлось 40,2% от общего количества путешественников. Далее в списке следуют граждане Таджикистана (24,8%), Киргизии (16,7%) и России (7,4%).

Между тем, в статистике, которую приводит УзА с пресс-конференции накануне Международного инвестиционного туристического форума, понятия «туристы» и «выездной поток» не разделены: сообщается, что в первые 10 месяцев 2018 года Узбекистану удалось привлечь в страну порядка 4,4 млн туристов, а за аналогичный период 2017 — 2,2 млн, то есть цифра увеличилась вдвое. Форум стартует в Ташкенте 19 ноября и продлится до 21 ноября.

Ранее Национальная авиакомпания (НАК) «Узбекистон хаво йуллари» («Авиалинии Узбекистана») отчиталась, что за первые десять месяцев 2018 года перевезла 2,6 млн пассажиров, это на 14% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. При этом малый рост пассажиропотока объяснили нехваткой мест в гостиницах.