С 2022 года в Узбекистане начнут внедрять дифференцированные тарифы на электроэнергию по времени суток, рабочим и выходным дням. Это предусмотрено концепцией обеспечения страны электричеством на 2020-2030 годы, которую утвердило правительство страны.
Таким образом, у населения появится возможность меньше платить за электроэнергию в часы минимальных нагрузок на электросети – ночью или в выходные дни, и больше – в пиковые периоды, — таковыми считаются утро, когда жители просыпаются, и вечер, когда они возвращаются домой с работы.
Концепция предусматривает также модернизацию и реконструкцию электростанций, строительство новых с использованием энергоэффективных технологий производства электроэнергии; совершенствование систем учета электроэнергии; развитие возобновляемых источников энергии; строительство новых и модернизацию существующих электрических сетей; совершенствование тарифной политики и обеспечение перехода на оптовый рынок.
В случае выполнения запланированных в документе мероприятий к 2030 году объем выработки электроэнергии, который в 2019 году составил 63,6 млрд кВт*ч, достигнет 120,8 млрд кВт*ч (примерно до таких же цифр подскочит потребность населения и отраслей экономики в электроэнергии). Генерирующие мощности увеличатся с 12,9 ГВт до 29,3 ГВт.
Наибольший объем вырабатываемой электроэнергии придется на тепловые электростанции (ТЭС) — 70,7 млрд кВт*ч (58,5%). От атомной электростанции (АЭС) ожидается 18 млрд кВт*ч (14,9%), от гидроэлектростанций (ГЭС) — 13,1 млрд кВт*ч (10,8%), от фотоэлектрических или солнечных (ФЭС) — 9,9 млрд кВт*ч (8,2%), от ветряных — 8,6 млрд кВт*ч (7,1%), от блок-станций — 0,6 млрд кВт*ч (0,5%).
За десять ближайших лет в стране планируется построить 35 ГЭС общей мощностью 1537 МВт и провести модернизацию 27 существующих. Большинство ветропарков с единичной мощностью 100-500 МВт будет сосредоточено в Северо-Западном регионе (Республика Каракалпакстан и Навоийская область). Солнечные ФЭС мощностью 100-500 МВт станут строить главным образом в Центральном и Южном регионах (Джизакской, Самаркандской, Бухарской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях). При этом ФЭС мощностью 50-200 МВт появятся и в остальных регионах республики. В части домохозяйств установят 150 тысяч ФЭС мощностью по 2-3 кВт и водонагревателей.
По прогнозам, расход природного газа на выработку энергии снизится с 16,5 млрд кубометров до 12,1 млрд, мазута — с 204 тысяч до 50 тысяч тонн. Ежегодный объем сжигания угля возрастет с 4,1 млн тонн до 8,5 млн.
К 2023 году в стране должен сформироваться конкурентный оптовый рынок электроэнергии, участниками которого станут все ее производители. Они получат равный и беспрепятственный доступ к магистральным электрическим сетям. Будет создан Регулятор энергетического рынка – финансово независимый орган вне состава правительства, который получит регулирующие, лицензирующие и контрольные функции на рынке электроэнергии и природного газа. Все операции по покупке и продаже на оптовом рынке будут производиться при участии оператора энергетического рынка — государственной компании. В собственности государства останутся ГЭС, АЭС и некоторые ТЭС, а большая часть генерации будет сосредоточена в частном секторе.
В июле 2019 года сообщалось, что власти Узбекистана намерены привлечь в энергетическую сферу более $15 млрд, чтобы покрыть спрос на электроэнергию, который к 2030 году возрастет на 70%. Проекты в энергетике будут осуществляться по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП), к их реализации привлекут средства международных финансовых институтов.