Интернет-пользователи в Узбекистане сообщают о проблемах с доступом в социальную сеть Facebook, которые они испытывают последние три дня. Многие вновь начали заходить на Facebook через различные прокси-серверы, в частности VPN (Virtual Private Network – «виртуальная частная сеть»).
В минувшее воскресенье, 5 июля, о вероятной блокировке соцсети сообщила популярная среди жителей Узбекистана группа «Потребитель.уз»: «Группа сообщает о том, что проблемно зайти в Фейсбук. Просто не грузится. Не знаем, то ли со стороны ФБ проблема, то ли наши блокируют».
Под этим постом появились комментарии участников данной группы: «ФБ уже третий день глючит, остальные сайты норм. работают», «Опять в интернет приходиться заходить через VPN (это касается мобильного интернета). Что случилось, кто-нибудь знает?»
«Фергана» попыталась разобраться в этом вопросе. Выяснилось, что проблемы с доступом возникли, в частности, у клиентов самых популярных в Узбекистане мобильных операторов Beeline и UMS – они пожаловались, что вход в эту сеть «три дня уже скрипит и тормозит». Абоненты менее популярного Ucell заходят в социальную сеть без проблем.
Что касается интернет-провайдеров, пользующихся наибольшей популярностью среди пользователей интернета, то и здесь происходит некоторый разнобой. Так, к примеру, у компаний SKS, Comnet и Turon telecom проблем с сетью Facebook нет, а вот клиенты Uzonline (провайдер компании Uztelecom, которая, собственно, и предоставляет всем другим операторам и провайдерам фиксированной и мобильной связи в аренду каналы интернета), Freelink, Sharq telecom зайти на Facebook могут только через VPN. У провайдера TPS сеть работает, но сильно тормозит. Два года назад блокировка популярной сети также почему-то была выборочной: интернет-провайдеры активно ограничивали доступ, сотовые компании – нет.
На запрос в Uztelecom по поводу проблем с доступом в Facebook «Фергане» письменно ответили: «Нашей компанией никакие социальные сети не блокируются». К слову, когда два года назад в республике доступ к сети Facebook был перекрыт, эта компания поначалу также отрицала свое участие в блокировке, но затем все же была вынуждена этот факт признать, Facebook был разблокирован, а нескольких виновных в инициировании данной проблемы арестовали, по словам руководившего тогда Агентством информации и массовых коммуникаций (АИМК) Комила Алламжонова.
«Фергана» обратилась с вопросом о блокировке в АИМК, где проблему с доступом в социальную сеть косвенно признали и посоветовали позвонить в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, которое, собственно, и отвечает за техническую составляющую вопроса. В этом ведомстве сообщили, что «на данный момент они не способны прокомментировать данную проблему».
По мнению некоторых пользователей Facebook, предполагаемая блокировка может быть связана с тем, что в период вирусной пандемии именно в этой соцсети появилось много постов и комментариев с выражением недовольства по поводу недавнего ужесточения карантинных мер, когда жителям красных и желтых зон Узбекистана запретили выходить из дома с 23:00 до 07:00. То есть фактически в столице введен комендантский час. И это при отсутствии в стране режима чрезвычайного положения.
Власти республики объяснили ужесточение тем, что в последние дни число заразившихся COVID-19 стало расти повышенными темпами. Например, только за ночь с 5 на 6 июля эта цифра увеличилась сразу на 123 и достигла 10 143 заразившихся. А число умерших с данным вирусом составило 35 человек.
Для узбекистанцев вход на различные интернет-платформы через прокси-серверы давно является привычным делом – особенно после того, как в результате так называемых андижанских событий 13 мая 2005 года власти республики заблокировали доступ сразу к целому ряду зарубежных сайтов. В 2019 году доступ ко многим интернет-ресурсам был открыт, но один из известных критическими публикациями сайтов – узбекской службы «Радио Свобода» – без использования прокси-серверов по-прежнему недоступен.