Для укрепления независимости судебной власти в Узбекистане необходимо ослабить влияние президента и прокуратуры на судебную систему. Ряд организационных вопросов, в том числе по оплате труда судей, должны регулироваться не указами главы государства, а законами. Такие рекомендации содержатся в докладе специального докладчика ООН Диего Гарсия-Сайяна.
«В настоящее время судебная система не может рассматриваться как независимая от других государственных органов. Органы государственной власти и в частности президент сохраняют важные функции, связанные с организацией и деятельностью судебной системы. Прокуроры по-прежнему играют решающую роль в уголовном судопроизводстве и оказывают значительное давление на отдельных судей», – говорится в выводах доклада.
В документе отмечено, что полномочия президента по назначению обычных судей были упразднены и перешли к Высшему судейскому совету. Но назначение старших судей и утверждение решений, относящихся к системе, по-прежнему находятся в юрисдикции руководителя республики. Более того, членов Высшего судейского совета утверждает тоже президент.
Спецдокладчик подчеркнул, что среди узбекских судей мало женщин — всего 129 из 1038 или 12,4% от общего количества. Особенно гендерный разрыв заметен в уголовных и административных судах, где число женщин не превышает 8%. По мнению властей, это обусловлено тем, что узбекистанки выбирают профессии с оптимальным балансом между личной жизнью и профессиональной деятельностью. В ответ на такую точку зрения Гарсия-Сайян отметил, что «недостаточная представленность женщин может быть отражением глубоко укоренившихся стереотипов, касающихся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, стереотипов, которые приводят к дискриминации женщин и укоренению их подчиненного положения».
Отдельно эксперт затронул прокуратуру. Он указал в докладе, что отбор на должность прокуроров не соответствует международным стандартам. В Узбекистане генеральный прокурор назначается президентом после утверждения Сенатом (верхней палатой парламента). Причем требования к кандидату и процедура отбора не прописаны ни в Конституции, ни в регулирующем законе. По мнению докладчика, это увеличивает риск коррупции. Он считает, что необходимо реформировать систему, внеся в закон поправки по участию общественности в определении претендентов на пост генпрокурора.
Представитель ООН рекомендует ограничить полномочия прокуроров уголовной сферой (досудебное расследование и исполнение уголовного наказания). А часть вопросов, контролируемых надзорным ведомством, следует передать судебным органам или независимому национальному правозащитному учреждению, отмечено в докладе.
Обеспокоенность Гарсия-Сайяна вызвала малочисленность узбекских адвокатов и тот факт, что большинство из них живут и работают в Ташкенте. Для усиления независимости деятельности защитников докладчик рекомендует сократить полномочия Министерства юстиции в отношении организации и функционирования адвокатуры.
Спецдокладчик ООН посещал Узбекистан в сентябре 2019 года. В ходе визита он проводил встречи с президентом Шавкатом Мирзиёевым, главами профильных министерств, Верховного суда, адвокатами. Гарсия-Сайян общался с заинтересованными лицами и чиновниками в Ташкенте, Самарканде и Фергане. По сведениям эксперта, за некоторыми гражданами велось наблюдение, и они подвергались допросам со стороны спецслужб до или после встреч с ним.