Министра культуры призвали отчитаться о возможной краже раритета из Ферганского музея

Полотно А. Н. Волкова «Кукуруза шумит». Фото из Facebook Alerte Héritage

Президент обсерватории Alerte Héritage Борис Чухович 14 июня обратился к министру культуры Узбекистана Озодбеку Назарбекову с очередным открытым письмом. В нем искусствовед попросил раскрыть результаты инвентаризации в Ферганском музее, фигурировавшем в истории с возможной подменой картины Александра Волкова «Кукуруза шумит».

«Уважаемый Озодбек Ахмадович, — пишет Чухович. — Около полутора лет прошло с того момента, когда Вы в феврале 2020 года пообещали разобраться в истории со вскрытой нами возможной подменой картины Александра Волкова «Кукуруза шумит» (1939) в коллекции Ферганского музея, с последующим появлением оригинала на аукционе в Лондоне в мае 2012 года. В июне того же года служащие Министерства культуры, а за ними первый заместитель министра Ж.Носиров сообщали нам, что в Ферганском музее заканчивается инвентаризация фондов, и по ее окончании нам будет перенаправлено заключение специально созданной для этого комиссии. 4 июля известный узбекистанский журналист Никита Макаренко выпустил видео, в котором сообщал о посещении музея, где ему подтвердили информацию об идущей инвентаризации.

Прошел год. Мы хотели бы знать, чем завершилась работа по инвентаризации коллекции музея и каковы выводы экспертов о том варианте картины «Кукуруза шумит», которая там представлена в настоящее время».

О возможном хищении картины Александра Волкова — одного из наиболее известных в мире художников Центральной Азии — независимые эксперты сообщили еще в 2018 году.

По их данным, в мае 2012 года полотно Волкова «Кукуруза шумит», приобретенное во второй половине 1980-х годов Ферганским музеем у его семьи, было выставлено на торги лондонским аукционом МакДугаллс. Подлинность всплывшего в Лондоне музейного полотна официально подтвердили московский эксперт Юлия Рыбакова и семья художника. В то же время, эксперт из Узбекистана и работники Ферганского музея полагали, что подлинник остался в Фергане, а в Лондоне пытались продать подделку. Сейчас картина снята с торгов и не указана в каталоге аукциона. Вся эта история была детально описана в тексте Бориса Чуховича, опубликованном в мае 2018 года.

В феврале 2020 года президент Alerte Héritage призвал министра культуры Назарбекова провести еще одну экспертизу полотна «Кукуруза шумит», хранящегося в музее. При этом искусствовед посетовал, что предыдущее руководство Минкульта не обратило должного внимания на этот «скандальный эпизод», предолжив новому министру расследовать его (Озодбек Назарбеков был назначен на должность министра культуры Узбекистана 23 января 2020 года — прим. ред.).

В марте того же года в интервью Sputnik Чухович сообщил, что чиновник ответил на его призыв. «Мы получили письмо от министра культуры, свидетельствующее о готовности начать процедуры по возвращению картины «Кукуруза шумит» в Узбекистан. Мне неизвестно, была ли проведена экспертиза. Исхожу из предположения, что намерение министерства вернуть произведение Александра Волкова в Фергану основывается на выводах министерской проверки в стенах Ферганского музея», — сообщил тогда он.

Обсерватория Alerte Héritage была создана в 2016 году. Это независимый наблюдательный орган, главной целью которого является информирование о проблемах, возникающих с культурным наследием Центральной Азии и прилегающих стран, и их критический анализ. В Alerte Héritage ранее констатировали, что слухи о систематической замене музейных картин подделками и последующем трафике оригиналов на западный рынок будоражат многих узбекистанцев. Часть таких слухов обсерватории даже пришлось разоблачать. Так, при помощи давних репродукций «Купальщицы» Андрея Беллоли из коллекции Ташкентского музея искусств удалось убедить обеспокоенных граждан в том, что проданный аукционом Sotheby's вариант картины значительно отличался от ташкентского и был, скорее всего, пробным авторским эскизом, сделанным живописцем перед написанием работы. Также пришлось убеждать узбекистанцев, что проданный в начале 2018 года на московском аукционе «Мальчик-водоноша» Усто Мумина не происходил из коллекции музея в Нукусе, как предполагали многие.