В Узбекистане появится Фонд привлечения населения к предпринимательству. Он будет создан в составе Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности. Постановление об этом президент Шавкат Мирзиёев подписал 24 декабря.
С 1 января 2022 года фонду передаются задачи и функции Минтруда по привлечению к предпринимательству и обучению населения, а также средства, выделявшиеся на эти цели из госбюджета государственному фонду содействия занятости. С 2023 года необходимые фонду средства будут выделяться при формировании параметров госбюджета.
Госфонд поддержки предпринимательской деятельности передается Минэкономразвития. В структуру центрального аппарата министерства вводится должность заместителя министра экономического развития и сокращения бедности – директора Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства. Ранее в министерстве сообщили, что Агентство возглавит бывший хоким (глава администрации) Ферганы Мирзохид Убайдуллаев.
Основными задачами Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства определены следующие:
👉 ведение единой государственной политики по экономическому развитию предпринимательства и махаллей в республике;
👉 обеспечение занятости населения трудом, приносящим доход, привлечение к предпринимательству, обучение и ориентация населения на самозанятость на основе вертикальной системы работы махаллабай (в рамках махалли — общины);
👉 координация деятельности уполномоченных государственных органов и организаций и помощников хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности в махаллях;
👉 устранение бюрократических преград и барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в регионах, создание благоприятных условий для развития деловой среды, разработка предложений по совершенствованию законодательства на основе приема и системного анализа обращений населения и предпринимателей.
В месячный срок в стране будет запущена электронная платформа «Онлайн-махалля», предоставляющая возможность эффективной организации и оценки деятельности помощников хокимов, интегрированной с базами данных соответствующих министерств и ведомств.
Ранее сообщалось, что центры по работе махаллабай и развитию предпринимательства будут работать без образования юридического лица на базе приемных премьер-министра по рассмотрению обращений предпринимателей. При Агентстве сроком на один год создадут Штаб по работе махаллабай. В него командируют соответствующих заместителей руководителей Центрального банка, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Торгово-промышленной палаты. Они должны наладить работу помощников хокимов.
Введение должности помощника хокима в махаллях президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев анонсировал в ходе предвыборной кампании. Помощники приступят к своим обязанностям с 1 января 2022 года. В их задачи будет входить помощь жителям махаллей в реализации предпринимательских проектов, обучении профессиям, организации эффективного использования приусадебных и пустующих земель и зданий. Так, кредиты дехканским хозяйствам планируется выделять именно на основе рекомендаций помощников хокимов. Они же со следующего года будут составлять инвестиционные программы.