В Сурхандарье обнаружена «полная и нетленная картина жизни неандертальца»

Фото пресс-службы администрации Сурхандарьинской области

В Сурхандарьинской области археологи обнаружили практически нетронутое жилище древнего человека, датируемое 100-40 тысячами лет до нашей эры. Об этом сообщает пресс-служба Министерства туризма и культурного наследия Узбекистана.

Место обитания неандартальца было найдено в пещере Хатак на территории Сурханского государственного заповедника, которую в 2021 году обнаружил докторант Национального центра археологии Академии наук Узбекистана Холиер Оиназаров в ходе поисков петроглифов. Исследованием пещеры археологи занялись в июне текущего года.

«В ходе раскопок было установлено, что в пещере, образованной на высоте 15-20 метров над поверхностью вертикальной скалы и весьма труднодоступной, вместе с каменным оружием, измельченными костями диких животных, сохранилась полная и нетленная картина жизни неандертальца, датируемая 100-40 тысячами лет до нашей эры,остатки пепла, круглого очага»,рассказали в пресс-службе Минтуризма.

Раскопки проводят главный научный сотрудник центра археологии Рустам Сулиманов и палеонтолог Центра исследований эволюции человека Университета Гриффета в Австралии Жюльен Луис. Для изучения культурного слоя пещеры и поиска ДНК живших в пещере людей ученые используют современные методы палеонтологии и палеогеографии.

В сообщении Минтуризма говорится о планах создать археологический музей хатакской пещеры. Вход в нее предлагается оградить стеклянными окнами или железными решетками. Для туристов и посетителей Хатакского археологического музея, которые будут приезжать сюда, чтобы познакомиться с первобытной жизнью человека, перед входом в пещеру, вероятно, соорудят высокий деревянный или металлический помост, оборудованный лестницей.

«Научная значимость этой пещеры заключается в том, что местом появления первых людей оказался не только горный Байсунский район Сурхандарьинской области, но и Шерабадский район», — отметили в администрации региона.

Напомним, что на территории Байсунского района находится знаменитая пещера-грот Тешик-Таш, в которой в конце 1930-х годов советский археолог Алексей Окладников обнаружил стоянку первобытной мустьерской культуры и погребение с остатками скелета (череп и некоторые кости) ребенка-неандертальца 8-9 лет. Эта находка позволила ученым сделать в дальнейшем ряд важных открытий.