С апреля водителей автобусов в Узбекистане начнут освобождать от плана по сбору платы за проезд

Электробус производства Yutong Bus . Фото с сайта tashtrans.uz

С апреля общественный транспорт в Узбекистане начнут поэтапно переводить на брутто-контракты. Это предусмотрено постановлением президента от 16 февраля.

Первыми на новую систему организации и финансирования перевозок перейдут транспортные предприятия Ташкента — с 15 апреля. Остальные регионы подключатся в 2024 году: Андижан, Наманган, Самарканд, Карши и Ургенч — с 1 января, оставшиеся областные центры и Нукус — с 1 июня.

Брутто-контракты – это модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.

По новой системе:

👉 автобусные маршруты распределяются между перевозчиками по результатам электронного тендера;

👉 начальная стоимость маршрута, выставляемого на тендерные торги, формируется по каждому автобусному маршруту за каждый километр пройденного расстояния с учетом затрат, связанных с перевозкой пассажиров, а также с рентабельностью 10%;

👉 расчеты с перевозчиками осуществляются уполномоченным госорганом на основании критериев «пройденный путь» и «качество»;

👉 отменяется установление для перевозчиков плана-задания по ежедневному сбору платы за проезд с передачей поступлений уполномоченному госоргану;

👉 к перевозчикам не применяется порядок возмещения убытков, понесенных в связи с оказанием услуг по предельным тарифам, и затрат, связанных с приобретением автобусов, за счет госбюджета.

👉 при Министерстве транспорта Каракалпакстана, управлениях транспорта областей и Ташкента организуется автоматизированное диспетчерское управление и система контроля для мониторинга выполнения перевозчиками показателей маршрута, определения и оценки объема и качества выполненных работ, контроля оплаты за проезд и качества предоставленных услуг;

👉 создаются специальные фонды Минтранса для осуществления расчетов с перевозчиками, содержания автоматизированного диспетчерского управления и системы контроля, аккумулирования поступлений от оплаты за проезд;

👉 разница между расходами и доходами спецфондов компенсируется за счет средств госбюджета.

Дополнительными источниками формирования средств спецфондов определены:

▶️ 50% от суммы штрафов, взимаемых за нарушение ПДД, зафиксированное специальными автоматизированными средствами фото- и видеофиксации, установленными на маршрутных автобусах;

▶️ 50% средств, поступающих от размещения рекламы на маршрутных автобусах, а также часть поступлений от размещения рекламы на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры;

▶️ 100% от суммы штрафов, применяемых в отношении пассажиров за безбилетный проезд и перевозчиков за безбилетный провоз;

▶️ часть выручки, подлежащая переводу государственному партнеру, за использование придорожных автоматизированных платных автомобильных стоянок, организованных на городских улицах на основе ГЧП.

Внедрить новую сеть автобусных маршрутов и автоматизированные систему оплаты и диспетчерскую службу власти Ташкента должны до 1 марта текущего года, Андижана, Самарканда, Намангана, Карши и Ургенча – до 1 августа, оставшихся областных центров и Нукуса — до 1 июня 2024 года.

С 1 апреля для пассажиров общественного транспорта Ташкента введут гибкие тарифы.

Новшество предполагает применение льготных и бесплатных тарифов исходя из количества пересадок с одного маршрута на другой в течение одного часа. Пассажирам предложат также лимитные и безлимитные однодневные, одно-, трех-, шестимесячные и годовые тарифные планы при пользовании маршрутным пассажирским транспортом независимо от его вида. Для пользователей электронной системы оплаты за проезд введут стимулирующие тарифы.

В том же постановлении сообщается, что узбекская сторона договорилась с китайскими автопроизводителями – Xiamen King Long United Automotive Industry и Yutong Bus Co., Ltd. — о закупке:

✅ 200 восемнадцатиметровых («гармошки») и 500 двенадцатиметровых автобусов, работающих на природном газе, а также 300 двенадцатиметровых электробусов для Ташкента;

✅ 1000 автобусов, работающих на природном газе, для Нукуса и областных центров.