Европейские инвесторы вложат 10 млрд евро в развитие Транскаспийского транспортного коридора

Фото с сайта tengrinews.kz

Европейские и международные финансовые институты направят 10 млрд евро на развитие устойчивого транспортного сообщения между странами Евросоюза и Центральной Азией. В частности, стороны намерены развивать логистику по Транскаспийскому коридору. Об этом говорилось на форуме инвесторов Global Gateway («Глобальные ворота»), проходящем 29-30 января в Брюсселе, сообщает пресс-служба ЕС.

На мероприятии подчеркивалось, что ситуация в Украине заставила искать альтернативные эффективные пути поставок товаров между Европой и Азией в обход России. В этой связи Транскаспийский транспортный коридор имеет важное значение. Участники форума планируют детально обсудить проекты, на которые будут направлены анонсированные Евросоюзом инвестиции. Предполагается, что вложения помогут превратить торговый путь, соединяющий Центральную Азию с Европой, в мультимодальный маршрут, позволяющий доставлять грузы в течение 15 дней.

Кроме того, стороны в рамках общего инвестиционного соглашения на 10 млрд евро подписали отдельные документы. Так, Европейский инвестиционный банк под гарантии Еврокомиссии выделил кредит в размере 1,47 млрд евро правительствам Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а также Банку развития Казахстана. В свою очередь Европейский банк реконструкции и развития заключил с Казахстаном Меморандум о взаимопонимании, согласно которому финансовый институт предоставит республике 1,5 млрд евро на проекты в сфере транспорта и логистики.

По данным узбекских СМИ, Европейский инвестиционный банк подписал отдельное соглашение с представителем этой страны на сумму 500 млн евро.

В первый день форума перед его участниками выступил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Он отметил важность сотрудничества ЕС с государствами центральноазиатского региона.

«Четыре года назад, когда я приехал в Брюссель, Центральная Азия, казалось, была где-то на периферии, а теперь вы находитесь в центре всего. Вы — краеугольный камень между Европой и Азией. И именно поэтому наше партнерство так важно для нас», — сказал политик.

По его словам, в условиях международных кризисов — смена власти в Афганистане, вооруженные конфликты в Украине и секторе Газа — следует вкладывать больше средств в физические связи между Европой и Центральной Азией, искать альтернативу для транспорта, энергетики и цепочек поставок.

Боррель подчеркнул, что в вопросах партнерства необходимо делать акцент на экономике и безопасности, так как в современном мире эти понятия неразрывно связаны.

Дипломат также затронул тему антироссийских санкций, заявив, что их эффективность зависит от совместной работы ЕС и правительств стран региона.

«Мы внимательно следим за торговлей между нами, нашими центральноазиатскими партнерами и Россией, анализируем, какие механизмы позволяют обходить санкции», — сказал Боррель.

Он признал, что

инвестиции в регион носят политический характер и призваны защитить общие ценности.

Верховный представитель по иностранным делам ЕС заявил, что диалог между сторонами будет продолжен, в частности, в рамках первого полноформатного саммита «Евросоюз — Центральная Азия», который состоится позднее в этом году в Узбекистане.

ℹ️ Инвестиционный форум Global Gateway проходил в Брюсселе 29-30 января. Среди его участников — члены Еврокомиссии, чиновники из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также представители других государств и международных финансовых институтов.

ℹ️ Транскаспийский транспортный коридор (другое название — Срединный коридор) — маршрут, пролегающий через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию. По сути, этот проект — альтернатива российскому Транссибу для доставки грузов из КНР в Европу. Как заявляла казахстанская сторона, таким образом можно перевозить до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тысяч контейнеров.

  • В Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу

  • Кем был Фетхуллах Гюлен — турецкий богослов, чье влияние простиралось далеко за пределы родины

  • В узбекской СЭЗ «Навои» успешно протестировали оборудование, не имеющее аналогов в мире

  • Узбекские партии представили программы, с которыми они идут на парламентские выборы