Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратил внимание на то, что экспорт отечественной текстильной продукции в Европу не соответствует ожиданиям. В этой связи перед чиновниками и бизнесменами поставлена задача вывести предприятия на рынки развитых стран и наладить партнерство с известными брендами, передает пресс-служба главы государства.
16 апреля под председательством Мирзиёева прошло совещание, посвященное развитию текстильной отрасли, являющейся одной из важнейших в экономике республики. Отмечалось, что сегодня в стране действуют свыше шести тысяч предприятий, на которых трудятся порядка 570 тысяч человек.
В прошлом году Узбекистан произвел текстильной и швейно-трикотажной продукции на $8,2 млрд. Объем поставок за рубеж достиг отметки $3,1 млрд.
Индустрия вышла на три новых рынка, расширив географию экспорта до 83 государств.
Однако в вопросах внешней торговли наблюдаются и серьезные недостатки:
👉 низкая доля товаров с высокой добавленной стоимостью;
👉 80% экспорта приходится на рынки традиционных партнеров;
👉 не налажены контакты со странами Европы.
Подчеркивалось, что развитые государства и крупные бренды требуют наличие у компаний международных сертификатов, но из нескольких тысяч лишь 175 узбекских предприятий имеют соответствующие документы.
Между тем, у отрасли есть потенциал для освоения привлекательных направлений бизнеса за границей. Так, по оценкам консалтинговой фирмы Boston Consulting Group,
сырьевая база республики позволяет производить продукцию на $15 млрд, то есть почти вдвое больше, чем сейчас.
К тому же, например, себестоимость килограмма пряжи в Узбекистане на 28% дешевле среднемировой цены, что дает местным предприятиям конкурентные преимущества.
Кроме того, государство оказывает активную поддержку текстильщикам. Мирзиёев отметил, что в начале прошлого года на проекты в данной отрасли было выделено $50 млн. После освоения этих средств из бюджета дополнительно направят еще $100 млн.
Но, как подчеркнул президент, деньги следует использовать разумно.
«Наш единственный верный путь в этой отрасли — полная переработка существующего сырья для создания высокой добавленной стоимости и переориентация экспорта с традиционных дешевых рынков на новые, более дорогие», — резюмировал руководитель республики.
Он добавил, что для эффективности необходимо развивать производство в махаллях (общинах). Мирзиёев привел в пример фабрику «Зарафшон текстиль» в Самарканде, которая открыла 11 филиалов. Плюсы такой бизнес-стратегии в том, что нет нужды тратить средства и время на внедрение стандартов или получение сертификатов. Поэтому есть смысл распространить эту практику по всей стране, сказал президент.
На совещании обсуждался и вопрос расширения доступа предприятий к сырью за счет повышения урожайности и снижения себестоимости выращивания хлопка. В отношении бизнеса поступила идея установить возврат налога на добавленную стоимость, упростить процедуру кредитования, провести рекламные кампании узбекских производителей в Европе. Предложено реорганизовать Ассоциацию «Узбектекстильпром» таким образом, чтобы предприниматели играли важную роль в управлении структурой.
- Узбекские чиновники разработали новую систему торговли хлопком между фермерами и кластерами
- Группа текстильных предприятий Узбекистана получила WRAP – «ключ на рынок США»
- Турецкий холдинг решил создать в Узбекистане 15 тысяч рабочих мест для текстильщиков
- В Намангане запустили фабрику по выпуску одежды под брендом Hugo Boss