«Дочке» французской компании в Узбекистане выписали штраф в 3500 раз больше недостачи

Фото с сайта gazeta.uz

В Узбекистане дочернюю компанию международного холдинга Lactalis оштрафовали на 5,3 млрд сумов ($419 тысяч) за недостачу бутилированной воды на сумму всего 1,5 млн сумов ($118). Об этом сообщил представитель компании Дониёр Наджимитдинов в ходе открытого диалога председателя Торгово-промышленной палаты (ТПП) Даврона Вахабова с руководителями отраслевых и промышленных ассоциаций, передает Spot.

Штраф был наложен по двум статьям Налогового кодекса: 223 («Сокрытие (занижение) налоговой базы») и 227−1, предусматривающей ответственность за нарушения правил обязательной цифровой маркировки товаров.

По словам Наджимитдинова, в Lactalis недавно прошла налоговая проверка, в ходе которой инспекторы обнаружили недостачу бутилированной воды на сумму 1,5 млн сумов на нескольких складах. Несмотря на то, что общий оборот компании составляет почти 1 трлн сумов ($79 млн), налоговики посчитали эту недостачу незаконной реализацией товара и применили санкцию в размере 2% от чистой квартальной выручки компании. Сумма недостачи оказалась более чем в 3500 раз меньше размера штрафа.

Представитель компании отметил, что столь крупный размер штрафа стал для зарубежного инвестора настоящим шоком. В ответ глава ТПП Даврон Вахабов рекомендовал передать инвестору, что «наказание одинаково для всех».

Наджимитдинов подчеркнул, что в Налоговом кодексе нет нормы, по которой любая недостача автоматически считается нарушением правил цифровой маркировки. Ранее в подобных случаях налоговые органы начисляли НДС, трактуя недостающий товар как реализованный, однако с внедрением цифровой маркировки подход изменился — теперь даже минимальная недостача трактуется как нарушение маркировки и карается крупным штрафом.

В свою очередь глава Налогового комитета Шерзод Кудбиев признал неправильным вменять компании нарушение правил цифровой маркировки за недостачу воды на 1,5 млн сумов. Он поручил провести отдельное разбирательство по этому кейсу и вызвать инспектора, составившего акт против Lactalis.

«Когда за недостачу в 1,5 млн сумов накладывается штраф в 2% от чистой квартальной выручки, это ни в какие рамки не лезет», — заявил Кудбиев.

ℹ️ Статья 227−1 Налогового кодекса Узбекистана была введена в 2022 году, она предусматривает ответственность за нарушения в сфере цифровой маркировки товаров, отображения фискальных отметок, оснащения автоматизированными средствами учета и интеграции с налоговыми системами. Нарушения этих требований касаются производителей, импортеров и продавцов алкогольной и табачной продукции, пива, напитков, газировки, лекарств, бытовой техники и других товаров.

Первоначально за такие нарушения предпринимателям грозил штраф в размере 100% чистой выручки за последний квартал, что вызвало резкую критику бизнеса и консультантов. В 2024 году власти смягчили санкции: теперь за первое нарушение штраф составляет 2% квартальной выручки, за повторное в течение года — 20%. Кроме того, по указу президента, 98% ранее начисленных штрафов по этой статье должны были быть списаны.

С 2026 года налоговые органы получат право проводить дистанционные проверки по вопросам маркировки. При этом за первые два нарушения предпринимателю выносится предупреждение, а дальнейшие нарушения в течение года ведут к штрафам в размере от 0,2% до 2% квартальной выручки, в зависимости от количества нарушений.

ℹ️ Lactalis — международный французский частный концерн, основанный в 1933 году семьей Бенье. Компания занимает третье место в мире по объему производства молочных продуктов и является лидером по выпуску сыра в Европе. Lactalis владеет более чем 200 заводами и присутствует в 148 странах. На рынок Узбекистана Lactalis пришла в 2019 году, купив бизнесы по производству воды и молочной продукции, принадлежавшие компании Nestle в Узбекистане, включая две фабрики, расположенные в Намангане.