Узбекистан ведет переговоры с Министерством сельского хозяйства США (USDA) и Ассоциацией хлопка США о поставках американского хлопка в республику по программе кредитных гарантий GSM-102. Об этом сообщили в Министерстве инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана (МИПТ) по итогам визита делегации в США, состоявшегося 23–29 июля.
В рамках поездки представители МИПТ провели встречи, на которых обсуждались условия импорта хлопка, увеличение кредитного лимита и запуск инициативы Made from U.S. Cotton — это расширит возможности поставок сделанной в Узбекистане из американского сырья продукции на внешние рынки.
Помимо хлопка, стороны обсудили расширение экспорта узбекских текстильных изделий, строительных материалов, электротехнических товаров и продукции сельского хозяйства, в частности, в контексте выхода на маркетплейс Amazon и в крупные розничные сети США, включая Walmart.
В период визита в Нью-Йорке прошли международные выставки Texworld NYC, Apparel Sourcing USA и Home Textiles Sourcing Expo, где впервые под общим брендом Made in Uzbekistan было представлено 25 узбекских текстильных предприятий. На выставках узбекская делегация провела переговоры с такими компаниями, как Bunzl plc, Levi Strauss & Co., PVH Corp., G-III Apparel Group, Kontoor Brands, American Eagle Outfitters, Tapestry Inc., Macy’s, а также с профильными ассоциациями AAFA и USFIA. Стороны обсудили механизмы выхода узбекских производителей на американский рынок и возможности размещения заказов на основе международной системы сорсинга.
Отдельно в ходе переговоров с Министерством торговли США рассматривались вопросы развития двусторонней торговли, снижения барьеров и расширения инвестиционного сотрудничества. С представителями Программы развития торгового права (CLDP) достигнута договоренность о проведении для узбекских предприятий совместных семинаров по сертификации продукции и упаковке в соответствии с требованиями рынка США.
ℹ️ Программа GSM-102 — это система государственных гарантий, которая помогает банкам безопаснее финансировать покупку американской сельхозпродукции иностранными клиентами, в первую очередь из развивающихся стран. Гарантии снижают риски для кредиторов, поэтому банки охотнее выдают кредиты покупателям, способным проводить платежи в иностранной валюте. Благодаря этому США могут активнее экспортировать сельхозтовары по разным категориям: как готовые продукты для потребителей (например, свежие и замороженные продукты, мясо, специи, вино и пиво), так и промежуточные (шкурки, мука, бумажная продукция) и сыпучие (зерновые, масличные, рис).
ℹ️ Выращивание хлопка занимает важное место в сельском хозяйстве Узбекистана и является значительным источником занятости населения. В период правления первого президента Ислама Каримова хлопок считался стратегической отраслью, и на сбор урожая ежегодно мобилизовали сотни тысяч людей из различных сфер в принудительном порядке. При президенте Шавкате Мирзиёеве значение хлопководства уменьшилось, но отрасль остается актуальной.
В последние годы власти Узбекистана направляют усилия на получение дохода не от экспорта хлопка-сырца, а от продажи продукции с высокой добавленной стоимостью – главным образом текстиля. В хлопководстве внедрена кластерная система, а в стране открыли несколько сотен крупных текстильных фабрик. Если в 2017 году переработка хлопкового волокна составляла лишь 40%, то сегодня — 100%. При этом власти планируют до конца 2025 года довести экспорт текстиля до $4 млрд, в следующем — до $5 млрд, а в 2027-м — до $7 млрд.