Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Татьяна Емельяненко поделилась мнением о Центре исламской цивилизации Узбекистана.
— Вы давно наблюдаете за культурной политикой Узбекистана. В чем, на ваш взгляд, ее особенность?
— Это долговременный и последовательный курс на культурное развитие и презентацию страны. Уже не один год, пожалуй, около десятилетия Узбекистан системно показывает себя на международной арене с лучших сторон своей истории и современной культурной жизни.
— В чем проявляется эта системность?
— В крупных много лет идущих проектах. Это издание альбомов серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», проведение конгрессов, приглашение специалистов со всего мира. Да, это дорого, но это объединяет людей, искренне любящих и изучающих местную культуру. Итог — высокий международный авторитет. Я в этом процессе с 2015 года и вижу устойчивый рост качества.
— О новом Центре исламской цивилизации много говорили...
— Разговоры шли давно. Еще в прошлом году, когда нас привозили в здание в рамках конгресса, там был строительный мусор. На самом конгрессе выступали авторы концепции будущего центра — тогда она была очень сырой. Все это понимали и договорились серьезно дорабатывать. Никто не ожидал, что за короткий срок получится сделать настолько хорошо.
— Что именно «хорошо»? Архитектура, экспозиция, технологии?
— Прежде всего содержательное наполнение и музейные технологии. Я музейщик и могу сказать: мультимедийные решения — великолепные, о таком в России мы зачастую только мечтаем. Важное достоинство — ориентир на детское образование: залы, экспозиции, способы показа работают на просвещение. Если хотите сильную страну — укрепляйте образование. Здесь это чувствуется в каждой детали.
— Есть ли то, что вас насторожило?
— Я опасалась, что будет «мишура»: блеск без содержания. Но, к счастью, произошло обратное — красота соединилась с смыслом. Мы ожидаем экспозицию о ханствах, которая планируется в переходных пространствах — в коридорах между залами музея.
— Возможно, этот период можно назвать деградацией после Ренессанса Тимуридов?
— Важно не навешивать ярлыков вроде «деградация». После распада имперского пространства (вспомним Тимура, Шахруха, позднее — Улугбека) возникли Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства. Они во многом «замкнулись» в себе, усилили локальные особенности и сократили контакты, в том числе с иранским миром, к которому исторически принадлежали.
— Это «замыкание» как-то считывается по вещам?
— Да. Именно поэтому мы сегодня уверенно различаем «хивинский», «кокандский», «бухарский» костюм — по крою, тканям, орнаментам, украшениям. Если посмотреть на миниатюры Бухары или Герата, видно, как со временем в одежде на первый план выходит «балахонистая» форма — тюркский элемент визуально начинает доминировать над прежним иранским. По подлинным костюмам эпохи судить трудно — они почти не сохранились, но иконография это показывает.
— Возвращаясь к Центру: как бы вы сформулировали его концептуальную ценность?
— Ислам представлен не как «только религия», а как цивилизационный опыт многих народов на протяжении веков. Важно, что центр не «обнуляет» предшествующие пласты культуры — не маркирует, условно, зороастризм как «крамолу», а показывает преемственность: ислам впитывал многое из того, что было до него. Такой подход я считаю методологически верным.
— Ваше резюме в одном абзаце?
— Узбекистан последовательно инвестирует в культурную «витрину» и экспертные сообщества, благодаря чему растет его международный авторитет. Центр исламской цивилизации — яркий шаг вперед: сильные технологии, грамотная образовательная ориентация и правильная идея преемственности культур. Задача на ближайшее время — довести до идеала научную верификацию «сложных» экспонатов. Тогда проект станет эталонным не только по форме, но и по уровню доказательности.
ℹ️ Центр исламской цивилизации построен в столице Узбекистана рядом с комплексом Хаст-Имам. Здание выполнено в стиле средневековых архитектурных памятников, с четырьмя порталами высотой по 34 метра и центральным куполом в 65 метров. Здесь предусмотрен зал Корана, конференц-зал на 460 мест и музей, экспозиции которого охватят всю историю Узбекистана — от доисламских времен до современности. ЦИЦ призван стать площадкой для изучения наследия предков и его актуального осмысления в сотрудничестве с Международной исламской академией Узбекистана, а также с научно-просветительскими центрами по всему миру.