Кыргызский художник Джунушев: «ИИ никогда не передаст чувства и духовность»

Жакшыбек Джунушев. Фото с сайта arte-notas.com

Представитель Союза художников Кыргызстана Жакшыбек Джунушев в ходе Международного конгресса «Центральная Азия и Азербайджан: общее духовное и просветительское наследие — общее будущее» рассказал «Фергане» о форуме и современных реалиях художественного искусства в регионе.

— Насколько важно проведение таких форумов? Насколько это целесообразно? Как вы, как художник, видите Центральную Азию? Что общего есть между странами региона и Азербайджаном в плане культуры, живописи, искусствоведения?

— Конечно, это своего рода центр, который объединяет. Раньше мы всегда собирались в Москве, в Центральном доме художника (ЦДХ), где все 15 республик встречались. Но после распада СССР мы, грубо говоря, разбежались и перестали так активно общаться. Сейчас же появилась возможность вновь создать некий центр, объединение творческих союзов. Творческие союзы в каждом государстве работают отдельно, каждый в своей тарелке. А здесь хочется объединиться, создать общий центр.

Почему именно в Узбекистане? У нас традиции похожие, генетически мы тоже связаны. Искусство объединяет, и это первый шаг.

Второе — сюда включен Азербайджан. Это тоже дружеская страна. Сейчас существует программа объединения тюркоязычных государств, но здесь речь не только о тюркоязычных странах, это объединение через искусство, сохранение того, что передали наши предки, и передача этого новому поколению. Узбекистан создает центр, проложено начало, но теперь все государства должны поддержать и работать вместе.

— Как ислам участвует в этом процессе?

— Все эти страны — мусульманские, и ислам исторически объединял их. Во времена Бухари и других великих мыслителей именно ислам был основой единства.

Религиозные трактаты, письменность, культурный обмен по Шелковому пути — все это строилось вокруг религии. Поэтому создается исламский центр. Но это не просто религиозный проект — это скорее культурная трансформация с человеческим смыслом. Объединяет слово «ислам», но смысл гораздо шире, и это не фундаментализм, а культурная платформа.

— Тогда вопрос как к художнику. В классической исламской традиции запрещено изображать лица. Как вы с этим работаете?

— Да, такой вопрос поднимался. На конференциях мы спрашивали исламских лидеров. Они ответили: в мечетях нельзя, а в искусстве можно. И мы сделали первый шаг. Искусство объединяет. Мы не живем только в духовном мире религии — у нас есть и другие ценности.

— А как вы решаете вопрос с изображением лиц исторических персонажей?

— Мы не знаем, как выглядели лидеры тех времен — нет фотографий, нет визуальной информации. Есть письменные описания: как одевались, в каком окружении жили. Мы берем эти данные и создаем своего рода фоторобот. На основе доступной информации пишем образы.

Например, по Токтогулу — есть черно-белые фото, и по ним делаются новые работы. А по Манасу в эпосе дана очень подробная характеристика: внешний вид, одежда, происхождение, воспитание. Мы берем это описание и работаем с ним.

— Сегодня в нашу жизнь активно входит искусственный интеллект (ИИ). Насколько он влияет на творческих людей, на художников?

— Искусственный интеллект нам не мешает. Иногда он ускоряет работу. Но он никогда не передаст духовность, чувства, любовь. Это может только человек. Мы, художники, создаем все живым внутренним воображением. ИИ — лишь сопутствующий инструмент.

— А вы сами пользуетесь нейросетями?

— Да, конечно. Иногда, когда нужно быстро разработать текст или создать композицию, мы обращаемся к ИИ. Но мы этим не ограничиваемся: добавляем свое, переделываем. Мы используем цифровые изображения, это часть современного мира. Без этого уже никак.

ℹ️Международный конгресс «Центральная Азия и Азербайджан: общее духовное и просветительское наследие – общее будущее» проводится с 13 по 15 ноября по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. ЦИЦ организовал его в сотрудничестве с Министерством иностранных дел, Академией наук Узбекистана, Международным институтом Центральной Азии и Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU).

ℹ️ Центр исламской цивилизации (ЦИЦ) построен в столице Узбекистана рядом с комплексом Хаст-Имам. Здание выполнено в стиле средневековых архитектурных памятников, имеет четыре портала высотой по 34 метра и центральный купол в 65 метров. Здесь открыты зал Корана, конференц-зал на 460 мест и музей, экспозиции которого охватят всю историю Узбекистана — от доисламских времен до современности. ЦИЦ призван стать площадкой для изучения наследия предков и его актуального осмысления в сотрудничестве с Международной исламской академией Узбекистана, а также с научно-просветительскими центрами по всему миру.

Читайте также