ЕС и европейские банки помогут странам Центральной Азии развивать Транскаспийский коридор

Йозеф Сикела, Шавкат Мирзиёев и Марта Кос. Фото пресс-службы президента Узбекистана

Европейский союз (ЕС) и международные финансовые институты готовы поддержать страны Центральной Азии (ЦА) в вопросе развития Транскаспийского транспортного коридора (другое название — Срединный коридор) путем выделения серьезных средств на инфраструктурные и прочие проекты. Несколько важных документов были подписаны на Форуме инвесторов Транскаспийского коридора и взаимосвязанности, прошедшем 27 ноября в столице Узбекистана Ташкенте, сообщает «Газета.uz».

В данном мероприятии приняли участие еврокомисаар по международному Йозеф Сикела и еврокомиссар по расширению Марта Кос. Участники форума детально обсудили возможности логистических маршрутов, связывающих Европу с Центральной Азией и проходящих через Южный Кавказ и Черноморский регион. В частности, подчеркивалась необходимость координации сотрудничества, устранения барьеров, гармонизации правовых норм и таможенных процедур.

Министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов отметил, что Срединный коридор становится одной из основных дорог, соединяющих Китай, ЦА и Кавказ с Европой. Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году объем грузов, перевозимых здесь, достигнет 10 млн тонн в год. Но есть и проблемы, которые нужно решить сообща, чтобы сформировать единое евразийское транспортное пространство, уточнил глава ведомства.

В свою очередь Сикела подчеркнул, что реальные инвестиции в порты, дороги, цифровые системы и условия для ведения бизнеса продвигают работу в сфере чистой энергетики и критически важных минералов — в областях, где у ЕС и ЦА есть общие интересы.

Еврокомиссар Кос обратила на еще одну линию необходимости развития Транскаспийского пути. По ее словам, чрезмерная зависимость от одного маршрута делает участников торговых процессов уязвимыми. Поэтому нужна долгосрочная альтернатива Северному коридору.

«Грузопотоки по Срединному коридору выросли в четыре раза с 2022 года. К 2030 году они могут утроиться при условии необходимых инвестиций», — заявила Кос.

По итогам форума были представлены проекты по развитию транспортного коридора. Так, Европейский инвестиционный банк выделит кредит на 100 млн евро под гарантии Евросоюза для модернизации участка международной автотрассы А380 вблизи Нукуса — столицы суверенной республики Каракалпакстан, входящей в состав Узбекистана.

ЕС и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) профинансируют создание технико-экономического обоснования проекта по созданию автомобильно-железнодорожного маршрута Учкудук — Кызылорда. Дорога свяжет два развитых в плане промышленности города Узбекистана и Казахстана, тем самым расширит транзитные возможности Центральной Азии.

Также планируется провести реконструкцию магистралей, относящихся к Транскаспийскому транспортному коридору. Европейские партнеры откроют кредитную линию на 150 млн евро для реализации подобных инициатив в Казахстане, а также выделят более 50 млн евро на модернизацию трассы Карабалта — Чалдовар в Кыргызстане. Кроме того, планируется улучшение инфраструктуры порта в казахстанском городе Актау на берегу Каспийского моря. В данном случае 10 млн евро предоставит ЕС и 35 млн евро — ЕБРР.

В рамках поездки в Ташкент еврокомисары Йозеф Сикела и Марта Кос встретились с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. Глава государства поздравил гостей с успешным проведением экономического форума «ЦА — ЕС» и Форума инвесторов по Транскаспийскому коридору и взаимосвязанности.

Мирзиёев подчеркнул, что в этом году подписан ряд значимых соглашений между республикой и Евросоюзом, проведены масштабные саммиты, завершились переговоры по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию.

Расширяются и экономические связи. Например, с начала года товарооборот вырос почти на 7%. Стороны отметили необходимость дальнейшего партнерства в торговле, инвестициях, промышленности, сферах транспорта, цифровизации, критических минералов, энергетики, здравоохранения и других направлениях.

ℹ️ Транскаспийский транспортный коридор (другое название — Срединный коридор) — маршрут, пролегающий через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию. По сути, этот проект — альтернатива российскому Транссибу для доставки грузов из КНР в Европу.

Читайте также