Министерство здравоохранения Узбекистана издало приказ, закрепляющий поэтапный порядок внедрения системы «Электронный рецепт» в Ташкенте и 15 пилотных городах и районах. Согласно документу, нововведение в обязательном порядке распространяется на три категории лекарств — антибиотики, синтетические антибактериальные препараты и гормональные препараты системного действия. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Вместе с тем врачам разрешили в переходный период и в экстренных случаях оформлять бумажные рецепты, а аптекам — продавать лекарства на основании соответствующих документов.
Как отмечено в приказе главы Минздрава Асилбека Худаярова, если у пациента или его представителя не окажется с собой электронного рецепта, то провизор вправе отпустить препарат, проверив рецепт по удостоверению личности или ПИНФЛ (персональный идентификационный номер физического лица). То есть сотрудник аптеки должен ввести в общую базу паспортные данные или ПИНФЛ гражданина и выяснить, прописывал ли ему врач соответствующее лекарство.
Кроме того, установлен особый порядок выписывания рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями. В этом случае срок назначения препаратов может продлиться до 90 дней по решению врача. Важно, что действие электронного рецепта и соответствующего QR-кода продлевается на весь период курса лечения.
Также прописано, что медицинские учреждения и фармацевтические организации будут подключаться к единой системе DMED, где будут представлены сведения о рецептах и пациентах, совершенно бесплатно.
Отдельный пункт посвящен формированию списка рецептурных лекарств. Подчеркивается, что поэтапным формированием и утверждением подобных перечней займется Экспертный совет. Специалисты будут принимать решение с учетом медицинской значимости препарата, социальных рисков и потребностей системы здравоохранения. Причем планируется проводить заседания совета еженедельно по пятницам в открытом режиме.
Для постоянной разъяснительной работы и обратной связи по функционированию системы «Электронный рецепт» Минздрав внедрил круглосуточный колл-центр. Свои вопросы граждане могут задавать, позвонив на короткий номер 1003.
В министерстве уточнили, что в основу приказа об изменениях в действие новой системы продажи лекарств в пилотных городах и районах легли предложения, высказанные в ходе рабочей встречи с участием врачей государственных и частных учреждений, представителей профильных структур и экспертов практического здравоохранения.
«Система “Электронный рецепт” направлена на повышение безопасности лечения, усиление ответственности при назначении лекарственных средств и упорядочивание лекарственного оборота. Все изменения внедряются поэтапно с постоянным мониторингом практики и учетом обратной связи от граждан и медицинских работников», — говорится в сообщении ведомства.
Эксперимент по запуску системы «Электронный рецепт» стартовал 10 декабря. Нововведение вызвало возмущение пациентов и специалистов. Так, жители Ташкента жаловались на то, что не могут приобрести в аптеках даже «элементарные лекарства». Пользователи соцсетей выражали недовольство включением средств, которые они покупали практически каждый день, в список рецептурных.
Врач-иммунолог, кандидат медицинских наук Азизахон Ходжаева назвала проект Минздрава совершенно сырым, бездарным и неотработанным. По ее словам, врачи не могли войти в единую электронную систему, чтобы выписать препараты, а провизоры возмущались некорректным отображением лекарств в общей базе данных.
На критику оперативно отреагировали в министерстве. Была создана рабочая группа по анализу обращений граждан и врачей, а также оценке ситуации, включая нагрузку на поликлиники, порядок отпуска лекарств и стабильность функционирования цифровых сервисов.
Кроме того, профильное ведомство запустило специальный телеграм-бот @ssv_pilotbot для приема жалоб, связанных с внедрением системы электронных рецептов.



