В сквере Победы города Семей (Восточно-Казахстанская область) на днях появилась деревянная скульптура легендарной советской пулеметчицы Маншук Маметовой. Простояла она там совсем недолго — власти убрали скульптуру из-за критики местных жителей, утверждавших, что Герой Советского Союза оказалась больше похожа на Бабу-Ягу, чем на саму себя.
Авторы работы, резчики по дереву из города Алтай (бывший Зыряновск) Иван Куртуков и его супруга Юлия, с критикой не согласились. «Мне кажется, когда идут негативные обсуждения, этим занимаются люди, которым нечего делать», — отметила Юлия. Журналисты Baigenews, впрочем, выяснили, что со скульптурами людей ее супруг начал работать недавно, а до этого вырезал в основном сказочных персонажей. Подарив родному сельскому округу скульптуру солдата в мае этого года, Иван признался, что впервые вырезал фигуру человека и испытывал сложности в соблюдении пропорций.
В начале текущего года в Алма-Ате активно обсуждали композицию «Мать и дитя» возле одного из городских родильных домов. В комментариях пользователи соцсетей сравнили ребенка с Добби (персонаж из книг про Гарри Поттера) и героями фильмов-ужасов.
Осенью прошлого года напротив дворца «Жастар» в казахстанской столице была установлена инсталляция «Объект № 0027». Работа шымкентского художника Сырлыбека Бекботаева появилась в рамках выставки Astana Art Show 2018. У тех, кто ее видел, возникал лишь один вопрос: «Что это вообще такое?» Отвечать на него автор не стал. «Люди часто ищут какое-то описание. Может, мы ленивые, может, мы просто привыкли, когда нам должны все объяснять», — написал он, добавив, что дал возможность зрителю мыслить свободно.
Чуть раньше, летом 2018-го, пользователи социальных сетей возмущались фигурами женщин в купальниках, установленными на одной из центральных улиц Алма-Аты. Большинство комментаторов посетовали, что потраченные на установку деньги можно было бы пустить на «более полезные вещи». Были и те, кто заметил, что скульптуры практически полностью повторяют работы известной французской художницы Ники де Сен-Фалль.
Несколько лет назад в Усть-Каменогорске был установлен памятник поэту Абаю Кунанбаеву и ученому Евгению Михаэлису. Четырехметровая скульптура, сделанная Владимиром Самойловым и Евгением Непьяновым, простояла всего день, после чего была демонтирована. Горожане прозвали ее «сэлфи Абая с Михаэлисом».
В том же Усть-Каменогорске на набережной до недавнего времени можно было увидеть скульптуру Бари Алибасова. Однако позолоченного шоумена постоянно ломали вандалы. В прошлом году, например, ему оторвали ногу. Минувшей весной скульптуру и вовсе демонтировали.
В ноябре 2012 года в центре поселка Затобольск (Костанайская область) установили скульптуры, над которыми несколько лет (пока их не отправили на свалку) смеялись местные жители и весь Казахстан. Одна из них — изображавшая мальчика и волка — называлась «Көксерек» («Волчонок»). Вторая — «Под надежным крылом». В народе они получили несколько иные прозвища: «бабай-сутенер» и «волк-педофил». Какой замысел был у авторов этих скульптур, так и осталось загадкой.
Не менее удивительным оказался памятник, установленный в Западно-Казахстанской области к 25-летию независимости Казахстана. О нем писал журналист из Уральска Багдад Измагамбет. Скульптура появилась в Акжайыкском районе. В ней угадываются очертания двух птиц (и это все, что в ней можно было угадать).
В Казахстане в последние годы повсеместно открывают памятники и бюсты поэту Абаю, но в некоторые городах они оказались подозрительно похожими на вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Например, в Алтае (Восточно-Казахстанская область), где Абай занял постамент возле местного Дома культуры «Горняк» в 2015 году.
Аналогичная ситуация сложилась в Степногорске (Акмолинская область). Там местным властям даже пришлось официально опровергать распространившуюся в соцсетях информацию о том, что бюст казахского поэта переделали из «головы» Ленина, на которую якобы «надели» тюбетейку, а постамент снабдили надписью «Абай Кунанбаев».