Прошли сутки после трагедии на открытом участке строящейся станции Юнусабадской линии ташкентского метрополитена. По официальным данным, погибло шесть человек. Утром 19 декабря о продолжении строительных работ не идет и речи: рабочие разбирают завалы и грузят на КамАЗы фрагменты обрушившейся бетонно-металлической конструкции. А спасатели продолжают работу по поиску погибших и раненых...
Обрушение грунта во время строительства произошло 18 декабря приблизительно в 10 часов утра. «По предварительным данным, в Юнусабадском районе около [торгово-развлекательного комплекса] «Мегапланет» копали тоннель. Чтобы туда не попадала вода, из бетона сделали лоток. Именно в этом лотке накопилась вода, в результате произошел провал грунта. Из-за сильного дождя земля стала мягкой, и грунт обвалился. Конкретной информации о пострадавших нет», — через несколько часов после случившегося сказал изданию Kun.uz заместитель министра внутренних дел Узбекистана Дониёр Ташходжаев.
Рабочий, в смену которого на стройке обвалился грунт, на условиях анонимности рассказал изданию Repost.uz, что он видел и слышал во время аварии.
«В районе 10:20 произошла трагедия. Я стоял совсем недалеко. Был слышен треск ДСП, арматуры, и как будто что-то тяжелое упало. Были крики, но я не понял, кто кричал. Все побежали на место обвала. Там был навес. Вода накопилась из-за дождя, и стены обвалились с двух сторон. Внизу были листы, которые держали ДСП для закладки бетона. Поверх ДСП — арматурная сетка. Люди работали наверху, а внизу под навесом укрывались от дождя. И вся эта махина с ДСП, арматурной сеткой, бетоном и землей накрыла людей. Кабели рвались, грохот стройматериалов», — рассказал собеседник издания.
Поначалу Минздрав сообщил лишь об одном пострадавшем – мужчине 1975 года рождения из Кашкадарьинской области. По информации медиков, он «пережил сильный стресс» от увиденного. Позже спасатели начали из под завалов извлекать тела погибших. К полудню 19 декабря их было уже шестеро:
1. Абдуллаев Ойбек Тура, 1989 года рождения, проживал в селе Бешкапа Шахрисабзского района Кашкадарьинской области;
2. Равшанов Йонибек Ислом, 1989 года рождения, проживал в селе Бешкапа Шахрисабзского района Кашкадарьинской области;
3. Абдуллаев Давронбек Ботирович, 1999 года рождения, из села Бешкапа Шахрисабзского района Кашкадарьинской области;
4. Диёров Анвар Нормуродович, 1986 года рождения, проживал в Яккабогском районе Кашкадарьинской области;
5. Рахматов Ихтиер Амриддин уулу, 1996 года рождения, из села Фармонобод Акдарьинского района Самаркандской области;
6. Каримов Зариф Тулкинович, 1961 года рождения, проживал в Пастдаргомском районе Самаркандской области.
Не исключено, что в ближайшем будущем МЧС сообщит имена и других жертв. Во всяком случае, таксисты на пятаке возле ТРК «Мегапланет» со слов метростроевцев говорят, что количество погибших может доходить и до двадцати.
Для расследования причин и последствий ЧП, а также оказания помощи пострадавшим и членам их семей создана правительственная комиссия.
Социальные сети наполнились постами сочувствия пострадавшим. «Выражаем глубокие соболезнования родным и близким погибших при обрушении строящегося метро в Ташкенте», — пишут в Facebook ташкентцы. Многие задаются вопросом: будет ли в стране объявлен траур?
Некоторые пользователи откровенно возмущены властями республики, которые планировали сдачу объекта к 28 декабря, из-за чего работы велись в три смены, и, возможно, правилам техники безопасности не уделялось должное внимание.
«Эти смерти пусть остаются на совести тех, кто устраивает гонки по срокам, кто не отвечает за технику безопасности, на тех, кто равнодушно относится к человеческим жизням. Бог все вернет вам. Не забывайте о том, «что планировать, только Бога смешить». Прекращайте планировать, то что вам не подвластно», — пишет один из участников группы «Коммуналка» (стилистика оригинала сохранена. — Прим. «Ферганы»).
Об условиях труда на стройке рассказал журналистам один из строителей: «Работаем 15 дней, отдыхаем 7 дней и потом снова должны выйти на смену. Зарплата начисляется за 35 часов работы. Выходит примерно 1,5 миллиона сумов. На завтрак дают два сваренных яйца, несколько кусков хлеба и чай. На обед — плов и хлеб. На ужин — макароны или рис... Подъем в шесть утра. В семь мы уже на объекте сменяем ночную бригаду. Работаем по 10-11 часов. Тяжело работается».
Компания «Узбекистон темир йуллари», в состав которой входит Ташкентский метрополитен, сообщила, что по поручению правительственной комиссии каждой семье, потерявшей близких во время аварии, было выделено и передано по 100 млн сумов ($10,5 тысячи). «Поручено оказать всестороннее содействие в организации траурных мероприятий и похорон», — подтвердили в компании.
В пресс-службе Генеральной прокуратуры сообщили: по факту ЧП на строительстве метро 18 декабря прокуратура Ташкента возбудила уголовное дело по пункту «а» части 2 статьи 257 («Нарушение правил охраны труда, повлекшее смерть человека») и пункту «а» части 2 статьи 258 («Нарушение правил безопасности горных, строительных или взрывоопасных работ, повлекшее смерть человека»).
О завершении поисково-спасательных работ МЧС объявило днем 19 декабря.
Трагедия, произошедшая при строительстве ташкентского метрополитена, далеко не уникальная в ряду подобных происшествий на стройках Ташкента. Так, 28 августа 2019 года при обрушении металлоконструкции в строящемся торгово-развлекательном центре Riviera погибли четверо рабочих, еще двое получили ранения. В соцсетях ходили разговоры, что были жертвы и во время возведения комплекса Tashkent City и ледовой арены «Хумо».
Фото Андрея Кудряшова / «Фергана»