В конце декабря под Ташкентом был торжественно открыт горнолыжный курорт Амирсай, и в СМИ сообщалось, что более двух тысяч человек приехали посмотреть на церемонию и покататься. Менее чем за два года на северных склонах горы Майгашкан урочища Бельдерсай Бостанлыкского района Ташкентской области была сдана в эксплуатацию первая очередь горнолыжного курорта мирового уровня. Сегодня канатная дорога, трассы для катания на лыжах и скейтбордах, кафе, несколько шале и самая необходимая инфраструктура уже работают, но полностью обустроен курорт будет только к концу 2022 года.
Реализацией проекта занималась андоррская компания PGI Management. Заявленная стоимость его — 100 млн евро.
Подождав после открытия несколько дней, чтобы схлынул ажиотаж и уехали высокие гости, корреспонденты «Ферганы» отправились в Амирсай.
Пока до места можно добраться либо на своей машине, либо на такси. В дальнейшем планируется запустить автобусные маршруты от Хаджикента, Ташкента и Чирчика. Дорога от станции метро «Буюк Ипак Йули» до ворот курорта Амирсай заняла полтора часа. Искать такси не пришлось — на пятачке возле метро стоят и ждут клиентов машины, которые возят в горы. Стоимость проезда до Amirsoy договорная, в среднем 50 тысяч сумов ($5) с человека. На территории курорта имеется платная автостоянка, но количество мест ограничено. Стоимость стоянки 30 тысяч сумов ($3) в сутки.
Несмотря на будний день, на Амирсае оказалось довольно много отдыхающих. В основном это были семьи с детьми.
Большинство приехало, чтобы прокатиться на канатной дороге, протяженность которой составляет 2193 метра. Цена детского билета 27 тысяч сумов ($2,8), взрослого — 55 тысяч сумов ($5,8). Закрытые комфортные кабинки поднимают на верхнюю площадку примерно за 15 минут.
Здесь можно выйти и насладиться живописным видом и сделать селфи на фоне заснеженных горных вершин.
На верхней площадке гуляют люди, местами отсутствуют ограждения у обрывов, так что нужно быть осторожным, чтобы не упасть. Было заметно, что некоторые отдыхающие настолько расслаблялись, что теряли бдительность и подходили к краю смотровой площадки. И хотя на месте присутствовала охрана с рациями, ощущение опасности все же не оставляло.
Но на самой канатной дороге система безопасности отлажена, специалисты тут же реагируют на внештатную ситуацию. Например, на наших глазах в одной из кабин не закрылись двери, и вся канатная дорога была в ту же секунду остановлена.
Для лыжников и сноубордистов имеются отличные трассы. Оборудование можно взять напрокат и вдоволь накататься, а новичкам помогут инструкторы.
Мы не нашли точки бесплатной раздачи Wi-Fi, однако сотовая связь, учитывая горную местность, работала вполне удовлетворительно.
Круглосуточно открыт медпункт, где находятся дежурный врач и фельдшер.
Есть единственное кафе, которое работает только до 16:00. Однако не все посетители заходили туда перекусить — покатавшись, они уезжали обедать за пределы Амирсая. Но вокруг оборудованы добротные деревянные столы со скамьями, где можно перекусить привезенной с собой едой.
На самом объекте пока мало развлечений, кроме как любоваться пейзажем и кататься на лыжах и сноубордах. Стройка еще идет, объекты в процессе подготовки, территория между зданиями пока пустует. Как добраться от объекта к объекту, не всегда можно понять, указателей не хватает.
Но один из отдыхающих, бывавший и на Чимгане, и в Бельдерсае, был очень доволен тем, что увидел в Амирсае: «Да, основное здание не достроено, но оно уже функционирует. Кроме билетной кассы и проката снаряжения, там есть удобные камеры хранения личных вещей, и переодеваться можно не в машине и не на снегу, а в помещении, и вещи оставить в ячейке хранения. Ведь главная инфраструктура для горнолыжного спорта — это современная комфортная канатная дорога и несколько превосходных лыжных трасс, и здесь это все нормально функционирует и выигрышно отличается от того, что есть на Чимгане и в Бельдерсае. Тут фуникулер намного комфортнее, быстрее и безопаснее канатных кресел Чимгана и Бельдерсая, хотя и дороже — там всего 20 тысяч сумов ($2). Зато в одну кабину комфортно и безопасно вмещается шесть пассажиров, поэтому нет таких диких очередей, как там. А в будни одному ехать в такой кабине — просто наслаждение. Кроме того, тут комфортные и бесплатные туалеты, а на Чимгане мало того что платные, так еще и уличные, и унитазы там напольные».
Можно остаться в шале, стоимость которых варьируется от 2 млн 600 тысяч сумов ($274) до 15 млн сумов ($1580) за ночь.
Когда корреспонденты «Ферганы» решили задать несколько вопросов администрации курорта, то оказалось, что на месте никого из начальства не было. Двое мужчин на стойке ресепшн сказали, что они и есть администрация, но представиться отказались. Однако примерную картину того, как функционирует курорт в первые дни после открытия, они описали.
— Что тут будет достроено?
— Мы за 1,5 года построили только первый этап. Здесь действительно не хватает развлечений, многие здания и объекты пока в процессе строительства. На территории будет разбит парк, возведены несколько трех-, четырехзвездочных отелей, клубы, мы хотим завести квадроциклы, снегоходы, будет доступен полет на параплане с инструктором. Хотим увеличить количество трасс, украсить территорию скульптурами и арт-инсталляциями, мы уже привлекли к работе художников и скульпторов.
К лету надеемся открыть зону рекреации, где будут доступны все оздоровительные услуги: СПА, бассейны, санаторно-курортное лечение, косметологические кабинеты. Планируется сделать искусственное озеро, пирс и обустроить зону для гольфа.
— Когда полное благоустройство Амирсая будет завершено?
— Окончание строительства и полный запуск всего объекта запланирован на конец 2022 года. В целом Amirsoy планируется достраивать и развивать еще в течение 6-8 лет. Опыт показывает, что в других странах подобные проекты строятся 30-40 лет, у нас же все идет в бешеном темпе.
— Не пострадает ли качество работы из-за таких коротких сроков?
— Мы под надзором PGI Management, специалисты из Италии, Германии, Австрии, Аргентины, Испании и Дании отвечают за управление дорогами, трассами, инфраструктурой, отелями и спуску они нам не дают. Они все проверяют тщательно и, если нужно, подключаются к процессу и вносят свою лепту.
— Какие вакансии актуальны сейчас на Амирсае?
— Большой спрос на должности гостиничного и ресторанного хозяйства: прачки, администраторы, менеджеры-горничные, повара, бармены, супервайзеры бара. Кроме того, нам нужны стюарды, операторы канатных дорог. Нам сейчас можно помочь и волонтерской деятельностью.
Кроме Амирсая в Узбекистане будут открыты и другие туристические курорты.
В 2017 году президент Шавкат Мирзиёев подписал указ о создании свободной туристической зоны «Чарвак». Согласно документу свободная туристическая зона могла быть определена в виде единой территории, а также в виде раздельных территорий в пределах Чимган — Чарвак — Бельдерсайской рекреационной зоны. Срок функционирования свободной туристической зоны — 30 лет с возможностью дальнейшего продления. Зона Чарвак — Чимган — Бельдерсай также была объявлена свободной экономической зоной с рядом преференций для отечественных и иностранных инвесторов. Предполагается, что все объекты должны быть открыты для туристов круглый год.
Идея развития курортной зоны Чарвак назрела уже давно. Еще в 2013 году Узбекистан вел переговоры с консорциумом французских компаний для привлечения их к благоустройству и развитию туристической зоны, но из-за отсутствия финансирования разработка проектов была приостановлена.
В 2017 году сотрудничество было возобновлено. Французская сторона заинтересовалась строительством международных горнолыжных и рекреационных комплексов Чимган и Бельдерсай, а также экотуристического комплекса Нанай, и в 2018 году на разработку проекта правительство Франции выделило грант в размере 750 тысяч евро. Всего же в проект по трем комплексам предполагается привлечь более 500 млн долларов. Объем инвестиций в Чимган оценивается в 263,7 млн долларов, а в Бельдерсай — 178,4 млн. На создание экотуристического и рекреационного комплекса Нанай направят, по ожиданиям узбекистанских властей, 62,4 млн долларов.
Разработку проекта ведет консорциум французских компаний, и коммерческие банки Франции в июле 2019 года подтвердили готовность его финансировать.