В ташкентской арт-галерее Human House открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова — под названием «Скольжение».
Для столичной публики эта выставка – «экзотическое» явление, выходящее за рамки одной только живописи. На рубеже 1980-1990 годов в Фергане сложилось аутентичное эстетическое и философское движение, известное в современных литературных кругах как «Ферганская поэтическая школа». Она утверждала новый тип постколониальной художественной идентичности, основанный на подчеркнутой субъективности, предельном сближении языка с кинематографической визуальностью и поэтизацией мировосприятия городских окраин. Хамидов – один из ярких представителей этого направления в изобразительных жанрах.
Хамидов родился в 1953 году в Фергане. В 1978 году окончил Ташкентское художественное училище имени Бенькова. Участвовал в ряде региональных и международных выставок. Множество его работ находится в частных коллекциях в Узбекистане, Турции, России и США. При этом Хамидов известен в узких кругах тем, что ему удается вести совершенно богемный, но принципиально не светский образ жизни. Он бесконечно и часто в одиночестве путешествовал по окрестным горным хребтам, изготовлял домашнее вино и писал свои полотна. Больше ничего.
По мнению известного искусствоведа и краеведа Ферганы, одного из основателей «Ферганской школы» Александра Куприна, художественная манера Алишера Хамидова находится на сложном стыке абстрактной и фигуративной живописи и характеризуется «тотальной напряженностью цветовой формы». Мне лично его полотна кажутся довольно близкими к ташизму, но как бы более утонченному или изощренному, с полуосознанным тяготением к классической пейзажной пристальности.
Перспектива сплющена в бесконечную вертикальную плоскость. Свет падает отовсюду одновременно. Предметы отбрасывают не свои тени, а призрачные очертания тех, кто их однажды увидел. Потом исчезают и тени. Остаются только цвета. Узнаваемые оттенки выжженной полупустынной равнины, которые в топографической реальности слиты в монотонную пыльную пелену, но в мазках по холсту разделяются вновь, набирают насыщенность и значение символов, языка.
«…Травянистый, охряный, васильковый, бурый, сливочно-белесый, туфовый, золотистый, восковушный, смоляной, умбровый, сине-жженый, ромашковый, аспидный, меловый, угольно-серый, свинцовый, малиновый, ворсисто-изумрудный, асфальтный, канареечно-блеклый, кобальтовый, цинковый, навозный, карминный, оранжевый, табачный, янтарный, землисто-сизый, инистый, ржавый, фиолетовый, пшеничный…» — перечислял классик Ферганской поэтической школы Шамшад Абдуллаев оттенки на одном из полотен Хамидова, написанном в 1991 году.
Живопись Хамидова непроста для восприятия. Еще труднее для объяснений. Слишком велик риск наполнить изображения собственными переживаниями, ассоциациями и понятиями, максимально далекими от тех, что вложил в них автор.
О смысле и содержании полотен более-менее точно мог бы сказать сам художник. Но он не скажет. Во-первых, вербальная невысказанность, оставляющая простор для зрительских интерпретаций и деконструкции, – в его интересах. Пусть зритель участвует, а не потребляет как посторонний наблюдатель. Во-вторых, такая работа и есть процесс нахождения смыслов, в окончательном результате которого автор вряд ли может быть уверен.
Подобный подход, разумеется, мало приемлем кураторами современного визуального искусства. Но конкретно этот художник никогда не стремился кому-то понравиться, в том числе им.
«Я, честно, не помню, как называется эта картина. Еще вчера помнил, а сегодня с утра забыл», — отшутился Алишер от моих журналистских наскоков.
Но позже, в беседе без микрофона, легко и мгновенно обозначил единственный лейтмотив даже не одного полотна, а всего своего творчества: «Это все — Чек-Шура…»
Чек-Шурой называется старый район на южной окраине Ферганы, где Алишер Хамидов живет уже больше семидесяти лет.
«В детстве поля начинались сразу за моим домом. Я бегал туда купаться в арыке. С тех пор это все, о чем я способен серьезно думать. Я пишу эти картины для себя. Чтобы обозначить свое присутствие, не более».
Выставка продлится до 8 декабря.