Свобода в границах стабильности

В Ташкенте проходит выставка Сабира Рахметова

В Ташкентском доме фотографии (ТДФ) проходит персональная выставка народного художника Узбекистана Собира Рахметова «Мои герои», приуроченная к 70-летию признанного мастера реалистического портрета.

Сабир Рахметов на фоне своего триптиха «Годы испытаний». Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

На открытии выставки 27 ноября присутствовало довольно большое количество зрителей, особенно молодежи. Рахметов – не только известный художник, но и популярный преподаватель, профессор кафедры живописи Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода.

Сабир Рахметов. «В Байсуне». Холст, масло. 1984

Сабир Рахметов родился в 1952 году в Шымкенте. В 1973 году окончил Республиканское художественное училище имени Бенькова. В 1973-1979 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В 1987 году – старший преподаватель кафедры живописи Ташкентского театрально-художественного института. С 1998 по 2005 годы – генеральный директор Дирекции художественных выставок. В 2001 году ему присвоили звание народного художника Узбекистана. С 2003 годадействительный член Академии художеств Узбекистана. В 2008 году прошла персональная выставка в Сеуле.

Блестящая академическая карьера. И постоянные путешествия по отдаленным горным кишлакам в поисках впечатляющих лиц и сюжетов. Добропорядочная семейная жизнь, кропотливая педагогическая и административная работа. И неустанный поиск новых горизонтов в собственном творчестве. Образ Сабира Рахметова показывает, что современный художник в Узбекистане не обязательно должен быть бунтарем, социальным и эстетическим нонконформистом, эпатажным представителем андеграунда. Достаточно любить свою работу и ежеминутно вкладываться в нее без остатка.

«Конструктивно строить композицию, понимать цельность ее системы как универсального закона изобразительного искусства. Владеть принципами симметрии и ритма, обобщения или заострения образа. Уметь работать цветовыми зонами и доминирующим цветом. В живописи Сабира Рахметова точность жанровых границ классически отчетливо читается. Она вносит в его творческий мир ощущение стабильности, которое столь необходимо сейчас каждому человеку и обществу в целом.

Более того, четкая жанровая система не мешает художнику, не сковывает его возможности. Ему ведомы все законы и границы жанров, и именно поэтому он так легко чувствует и свободно выражает себя в каждом из них. Потоки света, солнечных лучей, красок, бликов пронизывают городские пространства и сельские дворики. В этом впечатлении заложены мировоззренческие идеи автора о мире природы, созданном творцом, и мире культуры, созданном человеком», — пишет о юбилейной выставке Сабира Рахметова доктор искусствоведения, профессор, член Международной ассоциации критиков (AICA) Райхан Ергалиева.

Рахметов продолжает традиции реалистической школы живописи, но делает это не догматически. Для него изобразительный реализм – не самоцель, а удобный инструмент воплощения художественного замысла, умело дополняемый приемами из других исторических и эстетических направлений. На примерах репродукций полотен, отобранных мною из творчества художника за разные годы, вы можете сами увидеть, как, например, ловко он «наклоняет» перспективу – откровенно в духе классической восточной миниатюры, — чтобы заставить задний план гиперактивно работать на усиление образа.

Сабир Рахметов. «Моя родина». Холст, масло. 2020

Неоднозначно, а творчески видятся самому художнику и перспективы его собственного жизненного пути. Кто-то на его месте мог бы подумать, что персональная выставка к 70-летию это – безусловно замечательный, но итог. А он думает иначе.

Сабир Рахметов. «Вечерний сад». Холст, масло. 2024

«Я очень надеюсь, что эта выставка сможет преподать мне полезные уроки. Глядя на реакцию зрителей и наблюдая собственные работы со стороны, я рассчитываю понять, что в них было действительно верным, а что требует переосмысления, движения в каком-то другом направлении», — сказал Сабир Рахметов.

Сабир Рахметов. «Мои герои». Холст, масло. 2018

Выставка продлится до 15 декабря.

  • В Ташкенте зажгли новогоднюю елку

  • Зачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит

  • В Ташкенте открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова

  • Энтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны