Очереди и хаос

Закрытие КПП «Черняевка» и предпраздничный ажиотаж привели к временному транспортному коллапсу на узбекско-казахстанской границе
Фото Tengrinews

На контрольно-пропускных пунктах (КПП) на узбекско-казахстанской границе в начале июня 2025 года наблюдается сложная ситуация, связанная с большим скоплением автомобилей и длительными задержками. Сотни машин застряли на границе, особенно на казахстанской стороне, в районе КПП, ведущих в Узбекистан. Водители сообщают, что находятся в очередях более суток, сталкиваясь с жарой, отсутствием нормальных условий и, по некоторым данным, вымогательством со стороны таможенников на казахстанской стороне. Они призывают власти обеих стран принять меры для разрешения кризиса.

Одной из причин перегрузки является повышенная мобильность людей в преддверии праздника Курбан-байрам, который в Узбекистане отмечается 6 июня 2025 года. В этот период традиционно увеличивается поток путешественников, особенно в направлении Узбекистана, что создаёт дополнительную нагрузку на пограничную инфраструктуру. Таможенный комитет Узбекистана объяснил, что пробки на границе с Казахстаном также связаны с увеличением числа грузовых автомобилей, следующих через КПП «Яллама» и «Капланбек», из-за закрытия других пунктов пропуска.

▫️КПП «Жыбек-Жолы – Гишт-Куприк (Черняевка)», один из самых современных и популярных пунктов пропуска, в настоящее время закрыт на ремонт, что значительно усугубляет ситуацию. Этот КПП, расположенный недалеко от Ташкента и Сарыагача, обычно обслуживает как автомобильный, так и пешеходный трафик, а также международные поезда и автобусы, работая круглосуточно. Его временное закрытие перенаправило весь поток на другие пункты, в первую очередь на КПП «Капланбек – Навои».

Фото: Tengrinews.Kz

КПП «Капланбек – Навои» предназначен в основном для пешеходов и работает с 8 утра до 8 вечера, что делает его неподходящим для обработки большого потока автотранспорта. КПП «Казыгурт – Майский» обслуживает только грузовой транспорт, но его пропускной способности недостаточно для текущих объёмов. Другие пункты, такие как «Яллама», находятся слишком далеко от Ташкента, чтобы эффективно разгрузить ситуацию. Таможенный комитет отметил, что для смягчения ситуации на КПП «Яллама» увеличено число сотрудников, а также введены дополнительные меры для ускорения таможенных процедур, но эти шаги пока не привели к значительному улучшению.

Водители и эксперты отмечают, что существующая инфраструктура не справляется с текущими потребностями, особенно в периоды пиковых нагрузок, таких как праздники.

Похожая ситуация наблюдается и на других границах Казахстана: на западе страны, на границе с Россией, образовалась 10-километровая пробка из грузовых автомобилей, где дальнобойщики также ждут своей очереди сутками. Это указывает на системные проблемы с пропускной способностью пограничных пунктов в регионе.

Фото: Tengrinews.Kz

Предложения о модернизации существующих КПП и открытии новых пунктов пропуска звучат всё чаще, поскольку региональная торговля и мобильность населения между Узбекистаном и Казахстаном продолжают расти. В марте 2025 года президенты Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана обсуждали необходимость модернизации пограничной инфраструктуры и создания торгово-логистических платформ для упрощения трансграничного движения.

Власти пока не опубликовали официальных комментариев о мерах по разрешению текущего кризиса, но водители продолжают требовать оперативного вмешательства для устранения очередей и улучшения условий на границе.

Таким образом, ситуация на узбекско-казахстанской границе остаётся напряжённой из-за сочетания факторов: закрытия ключевого КПП «Черняевка» на ремонт, ограниченной пропускной способности других пунктов, увеличения грузового и пассажирского потока в предпраздничный период. Решение проблемы требует как краткосрочных мер, таких как оптимизация работы существующих КПП, так и долгосрочных инвестиций в пограничную инфраструктуру.

Фото: Tengrinews.Kz