Гонки на выносливость

Под Ташкентом прошли соревнования Turon Enduro Cup Uzbekistan 2025

Впервые в истории спорта в Узбекистане прошли соревнования по эндуро – езде на спортивных мотоциклах в экстремальных условиях.

Квалификационный этап. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Turon Enduro Cup Uzbekistan 2025 с участием спортсменов Центральной Азии и СНГ проходил 9-10 августа в Ахангаране – административном центре Ахангаранского района Ташкентской области. Организаторами соревнований выступили Национальная автомобильная и мотоциклетная федерация Узбекистана (NAFKU) и цементный завод AKKERMANN.

Квалификационный этап. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

ℹ️ Akkerman — один из крупнейших производителей цемента в Узбекистане. Участие в проведении Turon Enduro Uzbekistan Cup 2025 отражает стремление компании поддерживать социально значимые инициативы и вносить вклад в развитие спортивной культуры в Узбекистане.

ℹ️ Национальная автомобильная и мотоциклетная федерация Узбекистана (NAFKU) является официальным регулятором автомобильного и мотоциклетного спорта в стране. Организация отвечает за развитие, популяризацию и контроль за соблюдением международных стандартов в рамках проводимых соревнований. Участие NAFKU гарантировало соответствие турнира установленным спортивным требованиям и высокому уровню безопасности.

Квалификационный этап. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

ℹ️ Эндуро (от латинского indurare – вынести, выдержать, вытерпеть) – экстремальная езда по природному бездорожью или по трассам с искусственными препятствиями на мотоциклах специального класса. Изначально такие гонки служили наглядным способом испытания возможностей техники. Первое соревнование прошло в США 4-5 июля 1902 года на маршруте из Бостона в Нью-Йорк. В наши дни в разных странах мира проводится множество зрелищных соревнований, к участию в которых допускаются только мотоциклы со строго определенными техническими характеристиками. Мотоциклы для эндуро отличает относительно малая масса четырехтактного двигателя с воздушно-масляной системой охлаждения, низкий уровень шума, устойчивая для падения конструкция, удобные для ремонта колеса и шины с высоким уровнем сцепления.

Квалификационный этап. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Первый день Turon Enduro Cup Uzbekistan 2025 прошел на городском стадионе Ахангарана, где райдеры (мотогонщики) соревновались в преодолении различных искусственных препятствий. Этот квалификационный этап определил стартовые позиции участников соревнований на предстоявшем основном заезде.

Квалификационный этап. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Основная гонка Rock Day стартовала 10 августа в 8 утра далеко за городской чертой и проходила по территории Ахангаранского цементного карьера, принадлежащего предприятию AKKERMANN. Здесь было все, что нужно для эндуро – открытая местность со сложным рельефом, большим перепадом высот, множеством крутых подъемов и спусков, участков с отвалами горных пород, заполненных валунами, вперемежку с ровными полями, покрытыми щебнем и скользкой галькой.

Стартовый лагерь заезда Rock Day. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Дополнительным испытанием для спортсменов и зрителей стала погода. Температура воздуха в Ахангаране днем достигла +39 градусов по Цельсию. Но это – по показаниям термометров ближайшего пункта метеонаблюдений, где датчики измеряют температуру в глубокой тени. Какой она была под открытым небом на цементном карьере и в близлежащем сухом русле реки Шавазсай, можно только предполагать. Корреспонденту «Ферганы», присутствовавшему на гонках Rock Day, показалось, что все происходит на поверхности огромной сковородки.

Зрители Turon Enduro Cup Uzbekistan 2025. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Финальная гонка проходила в формате абсолютного зачета. Это лишило ее некоторых элементов зрелищности – когда спортсмены гонятся друг за другом на финише «колесо к колесу». Зато предоставило шансы на победу участникам с разным уровнем подготовки. Маршруты заезда были поделены на категории сложности: «бронзовый», «серебряный» и «золотой», зависящие от протяженности и количества успешно пройденных контрольных точек. По обстоятельствам прохождения, глядя на свои силы и состояние мотоцикла, райдеры могли принимать сиюминутные решения — в какой категории сложности они попытаются финишировать.

Так, райдер из Казахстана (Алматы) Артем Воронцов, которого я первым увидел на финише «бронзовой» категории, изначально планировал финишировать на «серебре». Но, по его словам, в середине маршрута, на спуске, ударом об острый валун пробил двигатель мотоцикла. Из системы охлаждения потекло масло и перестало работать сцепление. В какой-то момент спортсмен хотел даже сойти с дистанции. Но с очередной попытки смог вновь тронуться с места и разогнаться, преодолел еще массу препятствий, включая крутой подъем перед финишем, и завершил гонку первым в своей категории.

Вслед за ним с небольшим отрывом на «бронзовый» финиш пришел райдер из города Джизак (Узбекистан) Дадажон Сардоров. Это было еще до полудня.

Финалисты «золотой» категории, прошедшие 49-километровую дистанцию с самыми сложными условиями, показались в поле зрения только к вечеру. Победителем Turon Enduro Cup Uzbekistan 2025 стал профессиональный спортсмен из России Сергей Терентьев, в качестве приза он получил 11 млн сумов ($875).

Награждение победителей «золотой» категории. Фото Андрея Кудряшова/«Фергана»

Победа Терентьева не стала неожиданностью: у него за спиной — 24-летний стаж езды на спортивных мотоциклах, более 10 лет тренерской работы и участие во множестве соревнований по эндуро. В Узбекистане соревнования в этом виде спорта, напомним еще раз, состоялись впервые. Поэтому с высокой долей уверенности можно сказать, что у узбекских райдеров многое впереди.

Читайте также