Сны большого города

В театре «Ильхом» проходит выставка Эдие Яглы «Новый Вавилон»

25 ноября в культовом ташкентском театре «Ильхом» открылась выставка художницы Эдие Яглы «Новый Вавилон». Множество ярких и многозначных работ неординарного автора объединены темой размышления о будущем мире, где разрушение сменяется созиданием, хаос трансформируется в гармонию. Это визуальная утопия, рожденная на пересечении мифа, памяти и фантазии.

Эдие Яглы. Фотоавтопортрет

Эдие Яглы родилась в 1990-е годы в Ташкенте, в семье потомственной крымско-татарской интеллигенции. Рисовать, по ее собственному утверждению, стала раньше, чем научилась говорить и ходить. Но начала свой самостоятельный жизненный путь не с живописи. В 2011 году окончила Московский гуманитарно-экономический институт по специальности «международное право». Работала в сфере металлургии, логистики и туризма. По мнению художницы, юридическая практика не препятствовала художественному видению мира, а дополняла его склонностью к логическому анализу, глубокому изучению материала, погружению в историю и философию и другие составляющие современного мира.

Стремление посвятить все свои силы изобразительному искусству в итоге все-таки взяло верх. Эдие Яглы начала все сначала, поступив в Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода по направлению театрально-декорационной живописи. Окончив вуз, работала над постановкой оперы «Телефон» в Государственном академическом большом театре (ГАБТ) имени Алишера Навои, над спектаклем «Майнкрафт» во Дворце Форумов, участвовала и в других проектах. В 2024 году в Музее миниатюр востока прошла ее первая персональная выставка — «Цепная реакция».

В раннем творчестве художницы большое место занимало исследование своих корней, судьбы крымско-татарского народа, мистической атмосферы суфизма и национально-просветительских идей джадидов.

Широкой ташкентской публике творчество Эдие Яглы стало известно в связи масштабным проектом Re\Generation и выставкой ARTmosfera в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. На них зрители впервые увидели работы графической серии «Небылицы», завораживающие технической изощренностью и утонченным богатством образного ряда.

Выяснилось, что «Небылицы» — не единственная художественная серия, созданная Эдие Яглы в начале 20-х годов XXI века. Выставка «Новый Вавилон» разворачивает в фойе театра «Ильхом» драматическое театральное повествование о сбывающихся и не сбывающихся мечтах, сокровенных надеждах и откровенных чаяниях. Экспозиция открывается монохромной графикой, переходит в утонченную живописную историю и заканчивается карнавалом ярчайших красок.

«Новый Вавилон» не стремится к небесам, как его древний прообраз, он текуч, лишен границ, распластан в культурном и историческом пространстве. Его формы — лабиринты без выхода и входа, его суть — движение от труда к игре, от власти к свободе, от шаблонов к творчеству. Это пространство нового мышления, где человечество отказывается от старых псевдоморальных конструкций в пользу диалога и уважения», – говорится в авторском синопсисе выставки.

По мнению художницы, особое значение в реализации такой идеи имеет пространство ташкентского театра «Ильхом» — «место, где всегда живы свобода мысли, художественный риск и вера в человека. Это не просто сцена — это живая материя поддержки, доверия, поисков, и сам театр, подобно Фениксу, возрождающийся из пепла, дает возможность увидеть мир по-новому».

На мой личный взгляд, «Новый Вавилон» Эдие Яглы – это подсознательный образ современного Ташкента, каким его видит творческая интеллигенция нового поколения. Образ большого города, где много всего намешано, копятся неразрешимые противоречия, но, тем не менее, он имеет шанс вырасти из провинциального административного центра на краю цивилизации, в мультикультурный мегаполис будущего.

Правильно ли я это вижу? Можете рассудить сами, посмотрев экспозицию.

Последний день работы выставки — 7 декабря.

Читайте также