Читатели и знакомые постоянно спрашивают, почему я не уеду в поисках убежища в какую-нибудь другую страну — в Норвегию, Швецию или Германию. Ответ прост: в отношении просителей убежища действует международная процедура, которую мы, мигранты, называем просто — «Дублин». Как известно, Дублин — столица Республики Ирландия. А вот «регламент Дублин» — это документ, который предусматривает, что человек, ищущий убежище, может попросить статус беженца только в одной из стран-участниц. Как правило, это первая страна, в которую вы въезжаете (та, где хранятся ваши отпечатки пальцев, взятые при въезде, и где было подано заявление). На практике это означает, что любая другая страна, куда вы потом приедете, чтобы запросить статус, вернет вас в страну первого въезда.
Одной из причин, по которой был принят Дублинский регламент, была необходимость предотвратить рассмотрение заявления одного и того же человека разными странами. И ответственность за решение, принять или отклонить ходатайство об убежище, несет государство первого въезда — то, где было подано заявление. Нынешний вариант Дублинского регламента был принят в 2013 году, с тех пор миграционная ситуация в Европе изменилась, и сегодня звучит серьезная критика регламента; некоторые страны, например, Германия, берут на себя ответственность за решение судьбы тех беженцев, для которых Германия не была страной первого въезда в ЕС.
Но в моем случае я полагаю, что если бы я вдруг захотел из Франции отправиться куда-то еще и там обратиться с просьбой об убежище, то меня вернут обратно во Францию. Но уезжать из этой прекрасной страны, которая приютила меня и мою семью и дала кров и защиту, я не собираюсь.
Я не знаю, какое количество просителей убежища во Франции подпадают под действие дублинского соглашения. Хотя полагаю, что, к примеру, один из моих соседей, выходец из Турции, который сносно говорит на русском языке, попадет под него.
Абдулла с семьей живет в нашем CADA уже восьмой месяц. До приезда сюда он полтора года жил в Финляндии, где так же подавал заявление о предоставлении убежища. Однако он не стал там дожидаться решения своего вопроса и уехал во Францию.
— А еще там очень холодно, — Абдулла закатывает глаза, вспоминая северные холода. — Мало того, зимой ночь длинная — рассвет наступает часов в 10 утра, а в 2 дня уже сумерки. А летом наоборот, солнце заходит всего лишь на пару часов. Короче, не для нас эта страна.
— Но ведь тебя могут вернуть обратно по дублинскому соглашению?
— Не знаю, как будет, но я буду просить оставить меня во Франции. В Финляндии мне не понравилось. А еще говорят, что там без проблем можно получить статус беженца, если поменять религию: отказаться от ислама и принять их лютеранство.
— Не может быть, — удивленно воскликнул я.
— Ну, за что купил, за то и продал. (На самом деле нет. — Прим. «Ферганы».)
* * *
За прошедшие недели в нашей жизни случились некоторые события. Неприятным было то, что какой-то урод снял фары с наших с сыном велосипедов. Своих железных коней мы обычно привязываем цепью к стойке, а фара крепилась к рулю специальной резинкой, которую при небольшом усилии можно отцепить. С моего велика стащили и экран от велокомпьютера. Бессмысленная вещица, если к монитору нет датчика колеса и магнита, которые устанавливаются на велосипедной вилке и спице колеса. Монитор был закреплен пластиковой стяжкой, и воришка вырвал его, как говорится, с мясом. Жаль, конечно. Теперь придется купить новые фары и уносить их с собой, оставляя велосипед на улице.
Следующими событиями, затронувшими всех жильцов нашего центра, были уборка территории и празднование Хэллоуина.
Сообщение о предстоящем «субботнике», который был назначен на четверг, было вывешено в начале недели. А во время занятия по французскому языку преподаватель Фабрисси предупредил, чтобы жильцы собрались в 2 часа дня в вестибюле, где каждому дадут перчатки и мусорные пакеты.
Наташа, моя соседка по корпусу, сказала, что Фабрисси будет регистрировать пришедших, поэтому тем, кто захочет отлынивать от работы, не дадут жетоны на стиральные машины.
— Так что лучше прийти, — подытожила женщина.
Ну, наша семья и так пришла бы, без этого шантажа с жетонами. Ведь это наш дом, который нужно содержать в чистоте.
В назначенное время мы были на месте. Наравне с мигрантами, живущими в центре, уборкой территории занимались и сотрудники CADA: «социалы», психолог, директор. Все дружно собирали валяющиеся бутылки, салфетки и обертки, которые некоторые несознательные жильцы выбрасывали из окон.
Я полез в кусты за пластиковой бутылкой и через резиновые перчатки обжег руку о крапиву. «Ах ты ж блин, — подумал я. — Того, кто выкинул эту бутылку, надо отстегать крапивой, чтобы неповадно было». Фабрисси увидел, что я озадачено потираю руку, подошел и успокоил: через пять минут ожог пройдет. Я согласно кивнул головой.
А теперь расскажу про Хэллоуин, который согласно древним кельтским верованиям, традиционно считается единственным днём в году, когда духи умерших могут вернуться на землю. Подготовка к празднеству началась примерно за пару недель. «Социалы» приглашали детей делать всякие поделки для украшения зала — вырезали из картонок и раскрашивали летучих мышей, ведьм и прочую нечисть. На кухне помогали детям печь печенье. У входа в центр выставили чучело с тыквенной головой и разные поделки.
Празднование Хэллоуина в большом зале нашего центра было назначено на вторник, 30 октября. Кто-то может меня поправить, что Хэллоуин вообще-то отмечается в последний день октября. Верно, 31 октября — канун Дня всех святых, но я соглашусь и с тем, что у работников центра есть личная жизнь и собственное свободное время, в которое они так же веселятся с друзьями. И правда, в тот вечер много местной детворы, нарядившись в разные костюмы, шли с родителями в местный клуб на маскарад.
Моя младшая дочь предложила внести свою лепту и тоже вырезать фонарь из тыквы. Ну что же, это несложно, и приложив немного сил, мы вскоре вырезали страшилище, которое передали нашим социалам под их восторженное «Супер!». Искусство карвинга, которому я обучился за время вынужденного пребывания в Тбилиси, мне пригодилось.
Вообще-то празднование Хэллоуина в странах западной Европы и США давно утеряло религиозный смысл и перешло в категорию бизнес-проектов. В магазинах Франции за месяц до празднования появились маски и другие атрибуты праздника. Я примерил одну такую маску, а потом сфотографировался с женщиной на кассе, чья экипировка тоже соответствовала дню.
Несколько детей мигрантов в масках и с раскрашенными лицами ходили по этажам, стучались в комнаты и требовали: сладость или гадость! Я дал им несколько заранее приготовленных апельсинов, и довольная детвора понеслась дальше. Чем-то это напомнило мне наш жарамазан, который мы с друзьями распевали в детстве во время священного мусульманского месяца Рамазан.
Кстати, в моей родной Киргизии тоже отмечают Хэллоуин. Тематические вечеринки проводятся в некоторых ресторанах, куда собирается молодежь. Хотя в последние годы усилились требования как религиозных клерикалов, так и вполне светских людей запретить отмечание праздников, пришедших с запада. К примеру, известная бишкекская дива Ассоль Молдокматова, представляющая себя «светской львицей», еще пару лет назад на своей странице в Facebook написала, что она против Хэллоуина. «Сегодня я не буду оригинальной и возможно вызову шквал мнений. Я — против праздника Хэллоуин и запрещаю моим детям, родным и близким праздновать гвалт "восставших из ада". Дети, столь часто вовлеченные в эту вакханалию, нередко испытывают буйство эмоций, подавленность, одиночество, озлобленность и склонность к суициду. Озлобленность, негатив, кошмары, галлюцинации — вот последствия подобных тусовок для юного поколения, хотя все это может наступить не сразу… Я за то, чтобы на правительственном уровне запретили праздники Хэллоуин и День Святого Валентина!» (орфография и стилистика оригинала сохранена).
Каждый год этот пост поднимается снова и снова, и сегодня он уже набрал более 3 тысяч репостов и более тысячи комментариев, в которых большинство пользователей соглашаются с автором. Так и хочется воскликнуть: «Что за комиссия, создатель!…»
И еще одно событие, которое практически осталось незаметным, хотя и не особо удобным. Франция перешла на зимнее время, передвинув стрелки часов на один час назад. Теперь уже в 6 вечера на улице темно, а разница с Киргизией во времени стала 5 часов, что не особо удобно для каких-то переговоров, особенно если хочешь взять интервью: или слишком рано, или очень поздно.
Резюмируя эту часть своих историй, отмечу, что так проходит мигрантская жизнь в центре просителей убежища во Франции. Что касается меня лично, мне предстоит детальный медицинский осмотр со сдачей различных анализов и поездка к офтальмологу для коррекции зрения. Учитывая, что пришла осень и зачастили дожди, на велосипеде много не покатаешься, и на досуге я начал готовить бастурму из говядины, отведать которую можно будет через пару недель. А то магазинные свиные колбаски к пиву как-то не особо впечатляют. В общем, есть чем занять себя, а заодно рассказать и вам.
- Жизнь и необычайные приключения Улугбека Бабакулова, журналиста и беженца Фергана, 14.09.2018
- Жизнь и необычайные приключения Улугбека Бабакулова, часть вторая. Городок Кретей и его обитатели Фергана, 23.09.2018
- Жизнь и необычайные приключения Улугбека Бабакулова, часть третья. Между лаптой и кальяном Фергана, 29.09.2018
- Не делайте из еды культа. Эмигрантские истории Улугбека Бабакулова, часть четвертая Фергана, 05.10.2018
- О преимуществах французского сома над киргизским. Эмигрантские истории Улугбека Бабакулова, часть пятая Фергана, 27.10.2018
-
25 ноября25.11ФотоЖенщина как земляВ Ташкенте открылась выставка «Зеркало»
-
22 ноября22.11Остап Бендер от благотворительностиВолонтерку Перизат Кайрат обвинили в присвоении миллионов долларов казахстанцев
-
18 ноября18.11ФотоБез оглядки на календарьВ Ташкенте зажгли новогоднюю елку
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
12 ноября12.11ФотоГерметичные краски окраинВ Ташкенте открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны