30 января алма-атинский кинотеатр «Арман» пережил самое настоящее нашествие: в трех залах, где одновременно состоялась презентация фильма журналиста Жанболата Мамая «Зулмат. Геноцид в Казахстане» (Зумат — по-казахски «бедствие». — Прим. «Ферганы»), люди сидели на полу и стояли в проходах. Но еще больше оказалось тех, кому не досталось даже такого места. Пришлось организовывать дополнительные сеансы и возвращать стоимость билетов зрителям, пришедшим на другие фильмы. На данный момент в YouTube этот фильм набрал почти 400 тысяч просмотров — тоже весомое достижение для Казахстана.
Документальный фильм «о голоде в казахской степи», возможно, не стал откровением, но оказался очень к месту — отсюда и аншлаги. Через два дня в южной столице открылась выставка «Остаточная память» известной художницы Сауле Сулейменовой, выразительно дополнившая фильм Мамая.
Тем более удивительно, что два года назад вышла художественная короткометражка режиссера Сабита Абдыхалыкова с тем же названием «Зулмат» и также рассказывающая о трагедии казахского народа в период сталинского голода (по-казахски «ашаршылык»). В 2013 году появился полнометражный документальный фильм Еркина Ракышева «Ашаршылык», где использовалась примерно та же канва, что и в фильме Мамая (воспоминания, документы, кадры советской хроники, «экспертные мнения»), и те же источники. Однако же ни фильм Абдыхалыкова, ни лента Ракышева не возымели особого эффекта на публику и прошли почти незамеченными СМИ.
Почему же на фильм Мамая так активно пошли зрители? Что изменилось за это время?
В «новый Казахстан» через акт покаяния
Считается, что в 1930-33 годы из-за спровоцированного большевиками голода в Казахской автономной советской социалистической республике погибло до 1,5 миллиона жителей, из них 1,3 миллиона составили казахи — т. е. треть от численности казахов (правда, в фильме Жанболата Мамая цифра выросла в два раза). Из-за этого и последующего добровольного и недобровольного заселения казахских степей в царские и сталинские времена коренное население стало меньшинством.
Так что тема спровоцированного голода более десяти лет в вялотекущей форме обсуждается в среде национал-патриотов и близким к ним СМИ.
Однако же существенно раскачать ее удалось лишь в прошлом году, когда каким-то загадочным образом сформировался оппозиционный форум «Жана Казахстан» (Новый Казахстан). Загадочным — потому как все эти годы власть только и делала, что старательно зачищала политическое поле от оппозиции. И вдруг весной произошел союз старого оппозиционного фронта и некоторых новых лиц, либералов и националистов. Среди знаковых фигур — живущий в эмиграции бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин (он же лидер первой серьезной оппозиционно настроенной президенту Назарбаеву партии «Республиканская народная партия Казахстана» — теперь уже ликвидированная); бывший глава Атырауской области Бергей Рыскалиев, осужденный на родине за коррупцию, но счастливо проживающий в Великобритании; эмигрировавший художник-радикал Канат Ибрагимов. С казахстанской стороны, т. е. ныне проживающих в стране — оппозиционный политик Амиржан Косанов; осужденный на условный срок по политической статье общественный деятель Серикжан Мамбеталин; журналист поочередно закрытых оппозиционных изданий Мирас Нурмуханбетов; правозащитник Галым Агелеуов; внештатный советник (!) министра общественного развития Айдос Сарым и другие. То есть люди абсолютно разные, имеющие разный политический бэкграунд и взгляды на то, «как нам обустроить Казахстан».
Как посчитали некоторые казахстанские эксперты, «оппозиционное» движение было разрешено сверху в пику запрещенному «Демократическому выбору Казахстана» Мухтара Аблязова.
Помимо самого факта создания движения, Форум обозначился двумя зарубежными турне участников и майским Меморандумом «О признании геноцида казахов».
Как указывалось, меморандум направлен на «официальное, юридическое, законодательное, политическое признание геноцида казахского народа; международное признание события геноцида и его правовой оценки; запуск процесса декоммунизации в Казахстане».
Участники форума призвали к «акту покаяния» и сообщали, что в США этот меморандум был поддержан на достаточно высоком уровне.
«В конгрессе США мы встретились с представителями аппарата конгрессмена Энди Харриса, который выступил одним из четырех инициаторов законопроекта «О признании украинского голодомора в США». С нами поделились стратегией того, как можно и наш казахстанский Ашаршылық поднять на мировой уровень, — написано на странице в Facebook форума «Новый Казахстан».
«Обличение преступлений коммунистического режима, политического шовинизма, выявление фактов целенаправленного уничтожения мирного казахского населения, увековечивание памяти погибших — это право казахского народа и его обязанность», — подчеркивается в документе.
Фильм «Зулмат» словами различных украинских и казахстанских экспертов также подводит к выводу: советская власть намеренно уничтожала казахов, силой принуждая их отказаться от кочевья и перейти к оседлости, для чего забирала у них скот и имущество.
Сторонники внутри страны, противники — в Кремле?
Выход меморандума и последнего «Зулмата» оказались весьма кстати, поскольку «процесс декоммунизации» и ухода от общего прошлого был запущен уже со стороны Акорды. По крайней мере, так можно было воспринимать инициативу президента Назарбаева о переходе казахского языка на латиницу, массовое переименование населенных пунктов и улиц и непрекращающиеся разговоры о необходимости ребрендинга страны.
По этой причине частью общества разговоры о голоде тридцатых воспринялись как очередной «подарок» Астаны националистически настроенному населению в надежде, что общественное внимание перейдет от сегодняшних проблем (экономические неурядицы, авторитаризм, китайская экспансия) на более безопасное обсуждение советского прошлого.
И в какой-то степени это удалось. Хоть это тоже может выйти для власти боком: все же нынешний президент Нурсултан Назарбаев — выходец из коммунистической номенклатуры, а призыв к «акту покаяния» может быть адресован не только Москве, но и местным наследникам коммунистической идеологии, трансформировавшихся в «демократов».
В программной статье «Геноцид старшего брата» участника форума, журналиста Мираса Нурмуханбетова отмечается, что казахоязычная часть общества практически на 100% поддержала инициативу «Нового Казахстана». В самом же материале вся ответственность за «ашаршылык» возлагается на центр (то есть Сталина и его окружение) и главного исполнителя — назначенца Филиппа Голощекина (первого секретаря Казахстанского крайкома Коммунистической партии в 1920-1930 годы). Но при этом обойдена стороной роль местных товарищей, в том числе из казахской коммунистической элиты.
Сам же голод-ашаршылык, по мнению и Нурмуханбетова и, по-видимому, всего «Нового Казахстана», явился частью советского плана по сокращению казахского населения, к которому якобы Советы не испытывали большого доверия. «В Кремле была разработана программа по фактическому уничтожению казахского быта, а также заселению территории республики «братскими народами». (…) Такая практика продолжалась на протяжении десятилетий и закончилась тем, что в Казахстане коренной народ оказался в меньшинстве», — делает вывод журналист.
В завершении предлагается возвести «преступления большевиков» в статус государственной идеологии. При этом автор предупреждает, что у этой инициативы есть и противники, работающие на Москву: «Но дело в том, что Кремль отлично понимает, чем это может закончиться, а именно — осуждением преступлений большевиков, декоммунизацией и деколонизацией. А это не согласуется с нынешней политикой Москвы, ее имперскими наклонностями и стремлением сохранить статус «старшего брата», что особенно для нее актуально в условиях западных санкций».
Власть и оппозиция: повестка дня совпала
Пока в Казахстане оппоненты сторонников признания голода геноцидом весьма осторожны в своих высказываниях. Наверное, есть опасения заполучить печать подручных Кремля. Хранит молчание официальная Коммунистическая народная партия Казахстана (явно понимают ее фиктивность, поэтому никто даже не помышляет переложить на нее ответственность за действия большевиков). Президент тоже не при делах. Однако он отметился чуть ранее, в мае 2018 года, не указывая, что и сам он плоть от плоти системы и был строителем «светлого будущего коммунизма»:
«Все мы должны отчетливо понимать истоки и причины трагедии, которую пережил наш народ в XX столетии. Эволюционное развитие было прервано Октябрьским политическим переворотом, организованным в 1917 году, и последовавшей Гражданской войной, разрушением традиционного уклада жизни, а также последующей ускоренной коллективизацией сельского хозяйства, проведенной советской властью, сопровождавшейся голодом и прямым насилием. Таковы были результаты трагического эксперимента под лозунгом «светлого будущего коммунизма», — сказал Назарбаев.
Зато проживающий в эмиграции политик левого толка Айнур Курманов, оценивая фильм «Зулмат», выдал на-гора то, о чем многие молчат:
«Ведь сама кампания декоммунизации на самом деле носит чисто русофобский характер, и цель данного фильма также направлена на возбуждение антирусских настроений. Вместе с Россией, являющейся правопреемником СССР, русский народ также объявляется коллективным и историческим виновником геноцида казахского, украинского и других народов. Собственно, доморощенные нацисты на этом не останавливаются и примеряют других исторических деятелей к представителям народов, населяющих наш Казахстан», — пишет он в своей статье с говорящим названием «“Голодомор” как инструмент проведения сверху “национальной революции” в Казахстане».
Курманов указывает на несколько обстоятельств, свидетельствующих, как он считает, в пользу версии симбиоза национал-оппозиции и власти.
— Фильм Жанболата Мамая демонстрируется на русском языке, чтобы было понятней его основной целевой аудитории.
— Для премьеры выделили залы в центральном кинотеатре Алма-Аты.
— Наконец, Жанболат Мамай осужден условно — якобы в свою бытность редактором независимой газеты «Трибуна» он «отмывал» деньги оппозиционного политика, создателя «Демократического выбора Казахстана» Мухтара Аблязова. И в этом статусе ему запрещено выезжать за рубеж, в то время как некоторые эпизоды были отсняты на Украине (здесь вполне может быть, что Мамай не сам выезжал и не сам снимал).
Можно отметить еще один момент. Казахская служба радио «Свобода/Свободная Европа» рассказывает: среди кинозрителей, собравшихся на премьеру «Зулмата», было множество студентов. Некоторые признались журналисту, что они пришли посмотреть фильм «по совету преподавателей». Но также «по совету преподавателей» студентов нередко заставляют посещать киносеансы, когда в прокат выходит очередной игровой фильм о президенте Назарбаеве.
Действительно, надо знать казахстанскую политическую составляющую, при которой любое несогласованное с властью действие может обернуться серьезным противодействием. Будь то одиночный пикет или художественный фильм с критикой казахстанской действительности — в первом случае участника ждет суд, во втором — кинотеатрам могут выписать запреты на киносеансы, а режиссеру «волчий билет».
Возможно, в данный момент повестка дня власти и национал-оппозиции в чем-то совпала. В Астане неоднократно вбрасывали в общество варианты для национальных идей. Но ни один из них не выстрелил. Казахстанцы (причем с разных сторон) отвергли замысел Назарбаева от 2004 года сформировать проект единой казахстанской нации. В 2012 году президент призвал сограждан построить Общество Всеобщего Труда — но и про него забыли, получив вместо этого 20% так называемого «самозанятого» населения, а по сути, скрытую безработицу. Поэтому не исключено, что сейчас в Акорде решили целенаправленно отойти от попыток сплотить всех, а вместо того стать ближе большинству с растущей национальной самоидентификацией. К тому же почти за три десятка лет независимости Казахстан так и не стал, как обещали, Сингапуром или Эмиратами, и вопрос к власти: «Почему?» — поступает все чаще. Не потому ли пришло время назвать истинного «виновника»?
Но есть и другое объяснение. Астана не единожды использовала национал-патриотов для передачи определенных посланий Кремлю. Не исключено, что и сейчас раскрутка ашаршылыка — это намек коллегам, что если те перестанут делать ставку на Назарбаева, на Олимп могут взойти силы, намеренные противопоставить себя России. Не верите? Вот, посмотрите сами… А для удобства все материалы и видео на понятном языке. Тем более все очевидней становятся признаки надвигающегося транзита власти.
Кто виноват?
Говоря о голоде в Казахской АССР, сейчас принято придерживаться версии, почему это случилось только в одной республике и не затронуло другие части Средней Азии — потому что Сталин невзлюбил именно казахов.
Еще в 2008 году известный казахстанский писатель и поэт Олжас Сулейменов (с 2001 года постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО) в интервью газете «Литер» представил свою версию, почему «ашаршылык» случился в Казахстане, не затронув при этом его соседей, также вошедших в состав СССР.
Не умаляя роли Сталина в этом деле, он говорит:
«Но еще до конца не понята основная причина трагедии казахского народа, до сих пор не оправившегося от того удара. А причина в том, что казахи к ХХ веку подошли, отстав от соседей по региону на несколько столетий. Все тюрки уже были оседлыми, занимались активным земледелием, только казахи продолжали обходиться кочевым скотоводством. Да, оно давало достаточно пропитания: народ количественно рос (…) Еще Абай призывал казахов спешно учиться у соседних народов земледелию. Он словно предвидел грядущую катастрофу. Его «Назидания» — это крик: «Абай бол, халћым!» Не вняли».
За эти слова на Сулейменова обрушилась «патриотически» настроенная часть населения и навсегда вычеркнула поэта, которого в советское время обвиняли в национализме, из своих рядов.
Свой фильм Жанболат Мамай завершает перечислением пяти признаков геноцида, признанных конвенцией ООН: убийство членов большой группы людей; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для членов такой группы таких жизненных условий, которые предполагают ее полное или частичное физическое уничтожение; применение мер, рассчитанных на предотвращение деторождения внутри такой группы; насильственная передача детей из одной группы в другую. И зритель должен сам прийти к выводу, что ашаршылык и есть геноцид, устроенный советским руководством.
Немецкий историк Роберт Киндлер, написавший книгу-исследование «Кочевники Сталина: правление и Голод в Казахстане», долгое время изучал трагические события в этой части света. И пришел к выводу, несколько разнящемуся с тем, что сейчас в тренде.
«Но я не считаю голод в Казахстане запланированным геноцидом, даже если результаты и можно назвать геноцидными. Сталинское руководство не имело целью «уничтожить» определенные «советские» нации (к примеру, украинцев или казахов), но согласилось с тем, что реализация коллективизации и раскулачивания могла привести к смерти миллионов советских граждан. Для Сталина и его окружения жизнь одного человека не принималась во внимание. Для них было важно исполнить план, укрепить свою власть и провести полную реконфигурацию и подчинение общества своей воле», — делится он в интервью казахской службе радио «Свобода/Свободная Европа».
Художница Сауле Сулейменова, чьи дедушка с бабушкой прошли сталинские лагеря, согласна с тем, что ашаршылык необходимо признать «общечеловеческой катастрофой и геноцидом, как Украина признала голодомор еще в 2006 году».
На своей странице в Facebook она представляет свое мнение по голоду в степи, правда, выраженное словами врача Алмаса Коптлеуова:
«Голод 1932-1933 гг. сотворил еврей Голощекин Шая Ицикович, а подписывались вместе с ним наши казахи — руководители республики. Только благодаря тому, что наш Турар Рыскулов будучи зам.пред. ВЦИК СССР, собрал студентов-казахов Москвы, дал им свой мандат и попросил собрать письменный отчет о голодоморе по возвращению из каникул. Выяснив, что из 8 миллионов казахов осталось всего 3,5 миллиона, доложил Сталину и только после этого Голощекина отозвали и расстреляли самого. А самих русских умерло от голода и репрессий в миллионы раз больше, чем казахов, и виноваты в этом только 2 грузина — Сталин и Берия. Что же теперь мы должны ненавидеть грузин и евреев или своих казахов, ставивших подписи вместе с Голощекиным? Нет. Это была ошибка Коммунистической партии» (Коптлеуов Алмас Жантлеуович, врач).
Возможно, на данный момент это наиболее взвешенный и сдержанный подход к теме, ставшей очередным водоразделом и так разделенного и раздираемого внутренними противоречиями казахстанского общества.
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
29 октября29.10Не без нарушенийКак наблюдатели оценили парламентские выборы в Узбекистане
-
25 октября25.10Моменты предвыборной гонкиКак политические партии Узбекистана агитировали избирателей
-
25 октября25.10Убийцы ШерзатаО том, как «Новый Казахстан» застрял в 1990-х
-
24 октября24.10ФотоКараваны в поднебесьеОбнаружение археологами трех древних полисов частично переписывает историю Великого Шелкового пути
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу