Посольства Узбекистана в России и Казахстане опубликовали на своих сайтах так называемый список №104, в котором значатся персональные данные 1150 человек, выехавших на постоянное место жительства (ПМЖ) за рубеж более трех лет назад, но до сих пор не вставших на консульский учет. По закону им грозит утрата узбекского гражданства. Причем на сайте посольства Узбекистана в Киргизии отыскался список №103. Логично предположить, что это предыдущая версия обновленного реестра. Настройки excel-файла свидетельствуют, что перечень был сформирован в декабре 2015 года, в нем указаны данные 1066 граждан. Следовательно, спустя три с половиной года число узбекистанцев, находящихся на грани утраты гражданства, кардинально не поменялось (некоторые фамилии фигурируют в обоих перечнях).
В списках, публикуемых дипломатическими ведомствами, указаны ФИО, дата и место рождения, а также национальность. Анализ показывает, что в обновленном реестре за номером 104 более 80% лиц – этнические казахи. Это не удивительно, так как соотносится с официальной статистикой выезда. Так, по информации Госкомстата Узбекистана, в первом полугодии текущего года из Узбекистана на ПМЖ выехали 4847 человек, 56,3% из которых решили поискать лучшей доли в Казахстане. На втором месте Россия, куда переехали почти 37% из общего числа эмигрантов. Гораздо меньше узбекистанцев предпочли в качестве новой родины США и Израиль – 1,2% и 1% соответственно.
Кстати, возникает вопрос – не нарушают ли посольства закон о персональных данных, выставляя в открытый доступ информацию о претендентах на утрату гражданства? В любом случае госучреждения вряд ли будут наказаны, ведь к двойным стандартам в трактовке нормативно-правовых актов все привыкли.
Dura lex…
Статья 21 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан» довольно любопытная, особенно если рассматривать историю ее изменений. Точнее, дополнений, так как за последние годы статья только расширялась. До августа 2015 года утратить гражданство узбекистанцы могли по трем причинам: поступление лица на военную службу, на службу в органы безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве; если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет; если гражданство Республики Узбекистан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.
Затем появился пункт номер четыре, гласящий, что утратить гражданство можно, «если лицо причинило существенный вред интересам общества и государства, занимаясь деятельностью в пользу иностранного государства либо путем совершения преступлений против мира и безопасности».
Уже во времена президентства Шавката Мирзиёева статья пополнилась еще одной причиной: если лицо приобрело гражданство иностранного государства. При этом, как указано в законе, в этом случае гражданин должен в течение тридцати дней после получения паспорта другой страны уведомить об этом органы внутренних дел или консульские учреждения Узбекистана за границей. Грозят ли какие-либо санкции, если человек забудет предупредить или проигнорирует требование, неизвестно.
Примечательно, что, согласно «Инструкции о порядке подготовки материалов по вопросам оформления утраты гражданства Республики Узбекистан», выявление лиц, выехавших на ПМЖ, но не вставших на консульский учет, находится исключительно в компетенции министерств иностранных и внутренних дел республики.
Может ли сам эмигрант стать инициатором процедуры утраты гражданства? Ответ на этот вопрос остается загадкой. В июне текущего года на сайте посольства Узбекистана в России был размещен список документов для оформления утраты гражданства. В пакет входили заявление, заявление/объяснительная, анкета-заявление и автобиография. Однако на данный момент таких файлов на веб-ресурсе дипмиссии нет. Более щедрым на информацию оказалось посольство Узбекистана в США, на сайте которого под тему «утрата гражданства» отведена целая страница. Здесь есть даже образцы уведомлений, суть которых – донести до консульства, что выехавший на ПМЖ из Узбекистана человек уже получил паспорт другой страны и не против начала процедуры утраты гражданства. То есть эмигрант лишь предупреждает о наличии другого гражданства, дальше все делают госорганы. Есть, правда, одно «но» – согласно правилам за подачу уведомления нужно заплатить консульский сбор в размере $120. Хотя после внесения дополнений в статью 21 эксперт Norma.uz пояснял, что форма сообщения в консульский отдел о получении другого гражданства в законе не прописана и сборы за это не взимаются.
На сайте посольства Узбекистана в России есть только бланки заявлений на выход из гражданства. Кстати, эта процедура тоже не бесплатная: ее стоимость – $110.
Но все же юридически «выход из гражданства» и «утрата гражданства» – это разные понятия. Упрощая трактовку, получается, что инициатором «выхода» становятся сами граждане, а «утрата» – прерогатива госорганов.
Зачем и кому это нужно?
Так зачем же посольства обнародовали список №104? Проведя анализ комментариев в соцсетях к данной новости, можно сделать вывод – этот жест дипломатов не понял никто. Вообще, о прекращении узбекского гражданства можно почитать много разных историй и мнений. «Я например выехала в 2002 году на ПМЖ и писала отказ в 2005 получила гражданство в 2006 и жила спокойно до 2017 года когда выяснилось что я до сих пор являюсь гражданкой Узбекистана. И теперь вот опять жду когда же мне подпишут о выходе из гражданства Узбекистан и пока хожу по справочке и каждый спрашивает а что за справка вот уж не до смеха мне», – пишет пользователь Камилла Джалалова (здесь и далее оригинальная орфография сохранена. – Прим. «Ферганы»).
«Наша семья выехала из Узбекистана в Россию по программе переселения в январе 2014 года. На консульский учет не вставали. В июне того же года подали документы на получение гражданства РФ. В сентябре и ноябре получили российские паспорта. Таким образом, прошло уже пять с половиной лет, как мы выехали с Узбекистана и пять лет, как мы граждане России. Но ни в каких списках на утрату узбекского гражданства себя не видели. Я не знаю, этот закон вобще работает? Хоть кого-то, по этому закону, лишили гражданства РУ?» – интересуется Юрий Соловьев.
Есть и еще несколько комментаторов, которые переехали на ПМЖ в другие страны пять-шесть лет назад, но никогда не были в этих списках и не могут получить справку об утрате гражданства Узбекистана. Многие предполагают, что цель подобных списков – заставить граждан заплатить за справку об утрате консульский сбор в размере $100 с лишним. Мол, почему бы государству не содрать напоследок с эмигрантов хоть какие-то деньги? Тогда возникает вопрос – почему в списках указаны только 1150 человек, ведь людей, желающих сменить узбекский паспорт, гораздо больше?
Напомним, что речь идет только о тех, кто целью выезда из страны указал «переезд на ПМЖ», а таких, как гласит официальная статистика, совсем немного: меньше десяти тысяч за полгода. Собственно, эти граждане могут проигнорировать требование разрешить процедуру утраты гражданства и жить без получения соответствующей справки. Но в таком случае у них могут возникнуть проблемы по возвращении на родину. Считать себя утратившим гражданство Узбекистана можно только после подписания президентом специального указа, чего, как правило, приходится ждать несколько лет. Плюс чиновники могут просто забыть включить эмигранта в реестр выбывших. Поэтому не исключено, что въезд в Узбекистан даже при наличии паспорта другого государства будет совершен незаконно (до подписания президентского указа человек все еще считается гражданином Узбекистана). В таком случае нарушителю грозит уголовная ответственность по статье 223 («Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан») УК, предполагающей серьезный штраф, – до $10 тысяч, а в отдельных случаях – лишение свободы. Видимо, поэтому посольства и предупреждают граждан о необходимости действовать по регламенту – как бы потом чего не вышло.
Было бы проще, если бы Узбекистан заключил соглашение о двойном гражданстве хотя бы с Россией. Потому что тем же трудовым мигрантам зачастую выгодно получить паспорт страны пребывания – и с правовой, и с экономической точки зрения. Однако, несмотря на призывы общественности рассмотреть вариант с двойным гражданством, пока вопрос даже не перешел в сферу законопроектов.
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
29 октября29.10Не без нарушенийКак наблюдатели оценили парламентские выборы в Узбекистане
-
25 октября25.10Моменты предвыборной гонкиКак политические партии Узбекистана агитировали избирателей
-
25 октября25.10Убийцы ШерзатаО том, как «Новый Казахстан» застрял в 1990-х
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу
-
21 октября21.10Проповедник в изгнанииКем был Фетхуллах Гюлен — турецкий богослов, чье влияние простиралось далеко за пределы родины