Свершилось! То, о чем еще с начала 2018 года активно обсуждалось в кабинетах власти и социальных сетях, обрело реальные формы. Олий мажлис (парламент) Узбекистана, причем обе палаты единодушно, утвердили Положение «О дальнейшем совершенствовании системы упорядочения проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших». Документ регламентирует проведение торжественных и скорбных ритуалов, в частности, определяет количество гостей, сроки и длительность мероприятий и прочее. Депутаты и сенаторы дали народу время привыкнуть к новым реалиям, так что положения вступят в силу с 1 января 2020 года.
В прошлом году законодатели предпринимали попытку ограничить помпезность свадебных церемоний, но проект постановления так и не был утвержден. Хотя кое-какие ограничения обрели актуальность: президент страны Шавкат Мирзиёев запретил чиновникам посещать свадьбы и дни рождения. По его мнению, представители власти и так живут роскошно, а их участие в торжествах способствует коррупции. Вместе с тем, глава государства заявил, что необходимо официально ограничить для населения «размах» проведения праздничных мероприятий.
Подобные попытки предпринимал еще первый президент республики Ислам Каримов. В 1998 и в 2008 годах он издавал указы, ограничивающие расточительные свадьбы. Но все оказалось без толку. Люди продолжили соревноваться друг с другом в пышности церемонии и количестве потраченных на бракосочетание денег.
Если копнуть вглубь веков, то обнаружится, что Ислам Абдуганиевич – не первый, кто предложил «искусственно» ограничить расходы граждан. Более ста лет назад, в 1917 году, с аналогичной инициативой выступила общественно-политическая организация «Шурои Исломия» («Исламский совет»). Предлагалось проводить скромные траурные церемонии, отказаться от плова на седьмой и сороковой день после похорон, запретить одаривать священников за их услуги одеждой («раздача ткани»). Свадьбы тоже должны были измениться – необязательными были объявлены раздача лепешек и плова гостям, а также «караван» с зерном и прочими товарами от семьи невесты новым родственникам. Вместо этой «показухи» руководство «Шурои Исломия» постановило раздавать деньги и продукты питания махаллинским беднякам, поддержать школы и медресе. Сведения о мусульманах, не соблюдающих требования, передавались судьям и городским властям. За проведение пышных мероприятий людей ждало строгое наказание, исходя из шариата. Доподлинно неизвестно, насколько данное постановление исполнялось, но скромная свадьба в Узбекистане так и не стала распространенным явлением.
Посидели – и хватит
Итак, 14 сентября 2019 года, когда парламент принял судьбоносное решение, может войти в историю Узбекистана как «день запрета пышных свадеб», или «день скромности».
Собственно, какие именно ограничения утвердили выбранные народом и назначенные президентом заседатели?
Первое. Свадьбы положено проводить в течение одного дня – с шести утра до 23 часов вечера. Похоронные процессии и поминки разрешается устраивать на протяжении трех суток. При этом о проведении свадьбы нужно предупредить махаллинский комитет по месту жительства минимум за неделю до торжества. Важное уточнение касается организации традиционного плова – угощения гостей вне рамок основного мероприятия. Так вот, раньше такие завтраки (обеды) полностью контролировали семьи брачующихся, определяя время проведения. Например, хоть в пять утра – и кстати, в этот час, как правило, плов и устраивают. Теперь же время раздачи плова будут устанавливать кенгаши (советы) народных депутатов на местах, исходя из особенностей каждого региона.
Второе. Вводятся ограничения на количество гостей (касается только свадеб, число участников похорон и поминок не ограничивается). На самой свадьбе может присутствовать не более 200 человек, на плове – до 250. То есть кого-то из уважаемых гостей, отведавших утреннее угощение, на саму церемонию придется не звать и получить 50 недовольных друзей-знакомых. На совместные свадьбы разрешается пригласить до 250 гостей, на плов – до 300. При этом, если планируется мероприятие с участием 50 и более человек, то в обязательном порядке с кафе, рестораном или банкетным залом заключается договор.
Третье. На семейных мероприятиях не допускается проведение шоу, чуждых национальным традициям, противоречащих нравственности и этике, а также соблюдение некоторых дополнительных обычаев, требующих расходов. Говоря о свадьбе, речь идет о таких обрядах, как «келин навкари» (отдельная вечеринка для подружек невесты), «ота курди» (передача подарков от отца невесты в дом жениха – обычно мебель или телевизор), «келин (куёв) чакирди» (вечеринка для жениха с друзьями в доме родителей невесты), «тогора юбориш» (обмен подарками и едой между семьями жениха и невесты) и так далее. Если не учитывать религиозные традиции, то о запрете свадебного танца жениха и невесты, увеселительных «танцев живота» и прочей дискотеки говорилось и ранее.
Относительно похорон в положении упоминаются «етти» («семь дней»), «якшанбалик» («воскресные поминки»), «қирқ» («сорок дней»), «пул тарқатиш» («раздача денег»), «мато улашиш» («раздача ткани») и прочее.
Четвертое. Свадебный кортеж должен состоять не более чем из трех легковых автомобилей. В документе не уточняется страна производства машин, марка, цвет, модель кузова и прочее. В общем, можно даже лимузин использовать, хотя… Сразу вспоминается история, приключившаяся прошлым летом, когда тогдашний глава Союза молодежи Узбекистана Кахрамон Куранбаев остановил вереницу праздничных авто и заставил новобрачных продолжить путь в загс на скромном такси. Причем чиновник своими действиями гордился, президент же назвал его поступок «предательством» и раскритиковал. Но оказалось, Куранбаев предвосхитил веяния времени. Ну, хоть не обязали молодых являться на торжество на общественном транспорте – и на том спасибо.
Добавим, что контроль за соблюдением новых требований возложен на депутатов, председателей махаллинских комитетов и инспекторов ОВД. По идее, вместо «свадебных генералов» в Узбекистане должно появиться понятие «свадебный участковый», обозначающее завсегдатая торжественных застолий в форме, который и проследит за количеством машин в кортеже, и гостей пересчитает, и в 23.00 всех разгонит по домам.
Мнения разделились
Объясняя введение правил проведения семейных мероприятий, пресс-служба Сената Олий мажлиса привела аргумент, что некоторые граждане ради организации расточительной свадьбы вынуждены влезать в долги, а потом ехать работать за границу, чтобы рассчитаться с кредиторами. А скромное торжество они провести не могут из страха критики со стороны соседей и родственников. Поэтому парламентарии и решили уравнять бедных и богатых – не важно, сколько у тебя денег и что ты можешь себе позволить, но свадьбы будут одинаковыми. Кстати, любопытно, почему законодатели даже мысли не допускают, что оформившие ссуду узбекистанцы могут заработать на покрытие долгов в пределах родины. Но с чего-то надо начинать: сначала позаботиться о сокращении расходов граждан, а потом о повышении доходов (будем надеяться). В общем, делаем логичный вывод, что повсеместная свадебная экономия приведет к резкому уменьшению потока трудовых мигрантов. Но это все после нового года.
Сейчас же у парламентариев наблюдается период эйфории, они приветствуют принятие положения и заявляют, что оно соответствует желаниям населения. «Будут обеспечены принципы соблюдения порядка, дисциплины, социальной справедливости, а в обществе – законность, приверженность национальным обычаям и традициям, ценностям, уважение общественного мнения. В этом смысле, думаю, данное совместное постановление, отражающее волеизъявление народа, на практике даст свои положительные результаты», – заявил депутат Законодательной палаты Олий мажлиса Ёрмамат Холиёров. Его коллега Козим Тожиев считает, что документ, помимо прочего, направлен на обеспечение прав граждан. По его словам, молодежь с воодушевлением восприняла постановление, что свидетельствует о том, насколько документ созвучен мыслям народа.
За мыслями народа далеко сейчас ходить не надо. Открываем Facebook и смотрим, что пишут пользователи в комментариях к новости из парламента. Беглый анализ показывает, что те, кто поддержал идею властей, оказались в меньшинстве. В основном граждане писали, что свадьба – дело личное, и установление ограничений в этом вопросе попахивает нарушением прав человека. Часто парламентариев просили «заняться реальными делами». Пользователи также упражнялись в остроумии на тему, что не учли парламентарии. Например, встречались такие комменты: «Забыли уточнить количество калорий, допустимое на 1 человека и норму телодвижения в час, чтоб не нарушать рабочий график на благо государства на следующий день))» или «Добавьте еще, что гостей без галстука и в коротких носках пускать в банкетный зал не будут». Одним словом, глас народа оказался не совсем созвучен решению депутатов-сенаторов.
Если кто-то подумал, что обязать население проводить исключительно скромные свадьбы и похороны – узбекское ноу-хау, то это не так. В Таджикистане аналогичный закон действует с 2007 года. Тогда начали штрафовать граждан, которые устраивают пышные мероприятия (включая дни рождения, корпоративы, школьные балы), тратя на это дело семейный бюджет. В стране также запретили ряд обрядов и ритуалов. Есть специальные инспекторы, следящие за порядком. В конце прошлого года жителя Гиссара оштрафовали на $530 за то, что он, проведя свадьбу дочери утром, закатил вечером еще один пир на 50 персон. А уже в этом году певицу Фирузу Хафизову обязали выплатить свыше $500 за приглашение нескольких своих коллег на день рождения. Наверное, через полгода подобные известия стоит ждать и из Узбекистана.
И последнее. Чего не объявили узбекские парламентарии – это какие санкции предусмотрены за проведение пышных свадеб и расточительных похорон. Но думается, когда дело подойдет к утверждению нормы президентом республики, за штрафами дело не станет.
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
29 октября29.10Не без нарушенийКак наблюдатели оценили парламентские выборы в Узбекистане
-
25 октября25.10Моменты предвыборной гонкиКак политические партии Узбекистана агитировали избирателей
-
25 октября25.10Убийцы ШерзатаО том, как «Новый Казахстан» застрял в 1990-х
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу
-
21 октября21.10Проповедник в изгнанииКем был Фетхуллах Гюлен — турецкий богослов, чье влияние простиралось далеко за пределы родины