В октябре этого года национальное агентство «Узбеккино» объявило, что французские кинематографисты снимают документальную ленту об историческом наследии Узбекистана. Рабочее название фильма — «Шелковый путь», в главной роли — известнейший актер Жерар Депардье. Съемки планируется провести в пяти городах республики. 27 октября киношники прибыли в Самарканд, где осмотрели достопримечательности, начав собирать материал для фильма.
О самом проекте и об отношениях Депардье с Узбекистаном «Фергане» рассказал продюсер картины и близкий друг Депардье Арно Фрилле (Arnaud Frilley).
Фрилле – французский кинопродюсер с 20-летним опытом, основатель компании B-Tween, специализирующейся на проведении съемок на территории республик бывшего СССР. У него русские корни: предки покинули Россию после Октябрьской революции и основали в Париже продюсерские компании General Production и Titra Film. В списке проектов B-Tween значатся такие фильмы, как «Распутин», «Голос степей», «Виктор», «Возвращение на Кавказ» (все – с участием Жерара Депардье), а также съемки в Таджикистане и Белоруссии сцен картины «Три воспоминания о моей юности».
– В первый раз господин Депардье приезжал в Узбекистан в 2012 году, пел с Гульнарой Каримовой песни и планировал участие в инициированном ею кинопроекте о Великом шелковом пути. Расскажите о том периоде.
– Это был не первый визит Депардье в Узбекистан. Первый был в 2009 году. Тогда мы снимали фильм в Казахстане, в городе Шымкенте. У меня был друг в Ташкенте, поэтому мы воспользовались возможностью, чтобы поехать в соседнюю республику. Мы ездили туда на машине. С этим другом мы путешествовали инкогнито по нескольким городам Узбекистана. Это было необычайное открытие. Поездка по сакральным местам растрогала душу Жерара, который является знатоком религий, в том числе ислама. Он сказал мне тогда, что хотел бы вернуться сюда и было бы здорово снять здесь фильм. Так и возникла идея о разработке проекта в Узбекистане.
– Платила ли Каримова деньги Депардье?
– Конечно, нет. Есть события, на которые звезды, такие как Депардье, приглашаются за определенные деньги. Но это был совсем не тот случай. Изначально меня пригласила Гульнара. И единственное, о чем она позаботилась, был билет на самолет и проживание. Я ехал для работы над сериалом. Жерар предложил поехать вместе. Такая же материальная поддержка была оказана и ему. И на этом все. Он даже не получил никаких подарков, напротив, сам прилично потратился, купив два очень дорогих кольца в ювелирном магазине Каримовой Guli.
– Дружба Депардье с «узбекской принцессой» оборвалась одновременно с возбуждением в отношении нее уголовных дел. Что Депардье думает о Каримовой сегодня, когда она осуждена по ряду статей за отмывание денег?
– Да, конечно, Жерар в курсе этих обстоятельств. Я думаю, что это печально. Но это как часть историй из «Человеческой комедии» Бальзака. Почему она все это сделала? Это полностью на ее совести. Я хорошо знаю Жерара и думаю, что он не будет ее судить.
– Началась новая фаза дружбы Депардье с новыми властями Узбекистана, и снова кинопроект, снова «Шелковый путь». О чем ваш фильм, что это будет?
– Я бы не сказал, что это новый этап дружбы с Узбекистаном. Потому что Депардье никогда не переставал интересоваться этим краем после первого посещения. Мы регулярно видимся с узбекскими друзьями, которые приезжают в Париж. И его интерес не ограничивается темой Шелкового пути. Депардье – человек очень духовный, он изучает историю религий. Как я уже говорил, Жерар разбирается в исламе, в частности, он очень интересуется суфизмом. А в Узбекистане жили многие богословы, оказавшие влияние на это направление. Эти моменты, как и другие сюжеты истории Узбекистана, будут отражены в нашем документальном фильме.
Депардье выступает в качестве основного рассказчика и главного персонажа картины. Он откроет для себя Узбекистан, который знает из книг и историй, знакомясь со страной лично с помощью местных жителей, которых встретит во время путешествия по пяти городам республики.
Что касается новой власти, приятно видеть изменения – Узбекистан за последние годы стал открытым. Но Депардье не политик, он художник и человек культуры. И его интерес к Узбекистану обусловлен богатой культурой этой страны.
– Кто является автором фильма? Привлекались ли к работе узбекские сценаристы?
– Я выступил инициатором фильма, но к написанию сценария и режиссуре решил также привлечь знаменитого узбекского режиссера Али Хамраева. Активно с нами взаимодействует в творческой части и «Узбеккино».
– Почему снова Депардье? Во Франции больше нет знаменитых артистов и актеров?
– Жерар – мой большой друг, знаю его с детства. Он начинал работу еще на киностудии моих бабушек и дедушек. С годами я начал сотрудничать с ним, став его продюсером. Он гений в своем искусстве, человек огромного духовного и культурного богатства. У него есть потрясающая способность погружаться в работу, как это происходит сейчас в процессе съемок документального фильма в Узбекистане. Так почему вы хотите, чтобы я отправился на поиски других актеров или французских художников, чтобы снять этот фильм?
Более того, совершенно неверно видеть Депардье только французским артистом. Он называет себя гражданином мира. И, когда приезжает в Узбекистан, он приходит как гражданин мира, который интересуется людьми, страной, историей. Большинство других знаменитостей, которых я знаю, путешествуют с некоторым высокомерием и заблуждениями. Вот почему я возвращаюсь в Узбекистан именно с Жераром.
– Такая звезда, как Депардье, вероятно, стоит недешево. Чья сторона оплачивает все расходы? Можете ли вы раскрыть детали бюджета проекта?
– Все зависит от конкретного проекта. Депардье всегда может адаптироваться, если тема или сценарий ему особенно интересны. По этому проекту у меня нет секретов. Более того, во Франции бюджет картины официально публикуется. В нашем случае фильм стоит менее 300 тысяч евро. У нас есть договоренность с французским каналом, который купил право на трансляцию, у нас есть финансовый партнер, который взамен получает права на продукцию. Поддержку оказали и партнеры из Узбекистана, потому что этот фильм станет рекламой для туристов и сыграет на формирование положительного имиджа страны. У нас также есть партнеры, помогающие с логистикой, – это Госкомтуризм Узбекистана и Uzbekistan Airways. Большую административную поддержку нам оказало посольство республики в Париже.
– Сколько в среднем составляет гонорар Депардье за один фильм (например, за такой крупный проект, как телефильм «Распутин»)?
– У Депардье не существует стандартного прайса. Он всегда индивидуально рассматривает общий бюджет проекта, тематику, свою личную заинтересованность и после принимает решение о гонораре. Если говорить о «Распутине», то это было огромной работой для него – главная роль в фильме. Что касается гонорара, то он составил несколько сотен тысяч евро.
– Депардье имеет российский паспорт и прописан в Новосибирске, ведет бизнес в Белоруссии и Алжире. Востребован ли он сегодня на своей родине, во Франции?
– Депардье, как я уже сказал, гражданин мира. Ему нравится работать в разных уголках планеты. Помимо кино, он занимается бизнесом в сельском хозяйстве. Во Франции это знают все. Здесь Жерар делает вино уже более 40 лет. Кроме того, у него есть производство масла в Италии и вина — в Алжире. В последние годы он освоил выпуск продуктов питания в России и развивает в этой стране проект «Вкусы Франции». В Белоруссии он производит водку. Может быть, у него появится идея заняться каким-либо бизнесом и в Узбекистане. Мне бы хотелось этого, ведь у нас появится возможность чаще посещать республику. Что касается популярности Депардье на родине, то, уверяю вас, во Франции он очень известный артист и предприниматель.
– Не планирует ли Депардье получать еще и узбекское гражданство? В каком городе Узбекистана он бы попросил квартиру?
– Он ничего не ожидает. Я полагаю, что если бы ему предложили получить узбекский паспорт, то он был бы очень горд и воспринял бы это как великий знак дружбы. Квартира? Ему это не нужно. Но если говорить о городах Узбекистана, то Жерар отметил для себя Бухару с ее самобытностью и религиозными традициями.
– У вас есть опыт съемок в других республиках Центральной Азии – Казахстане и Таджикистане. Насколько комфортно было работать там, с какими трудностями вы сталкивались?
– Да, я работал в Казахстане и Таджикистане. И, к счастью, не столкнулся там ни с какими трудностями. Мне показалось, что люди работают с огромным энтузиазмом, и это моментально привлекает и втягивает в процесс.
– Не хотели бы вы в дальнейшем снять в Узбекистане художественный фильм, с учетом того что с 2020 года в республике начнет действовать система rebate?
– Мысли о том, чтобы снимать большие проекты в Узбекистане, появились у меня более десяти лет назад. Например, семь лет назад я работал над развитием сериала, который должен был иметь международный потенциал. Коротко о проекте можно рассказать так: Китай открыл искусство производства шелка 2500 лет до нашей эры и бережно хранит секрет в течение трех тысячелетий. С этой эксклюзивностью Китай торгует драгоценной тканью, которая распространяется по всему миру. Но такое положение дел не дает покоя другим странам. Шпионы, монахи, принцессы, мародеры и торговцы пытаются украсть секрет, чтобы самим начать производить шелк. Эти попытки внимательно отслеживаются и наказываются смертью. И все же однажды одной женщине удалось вывезти столь желанное ноу-хау за пределы Китая... Планировался сериал из восьми эпизодов по 52 минуты. Жерару, кстати, предназначалась одна из ведущих ролей – торговца шелком. Я работал над сериалом совместно с Акбаром Хакимовым. Но, к сожалению, по ряду причин проект был остановлен. Возможно, я смогу реализовать его в ближайшем будущем, тем более что в Узбекистане идет активное развитие кинопроизводства и даже откроется система tax rebate.
– Судя по тому, что узбекские фильмы за последнее время часто демонстрируются на международных кинофестивалях и даже получают гран-при, можно сказать, что кино этой страны на подъеме. Возможен ли вариант, что ваша компания возьмется продюсировать узбекские проекты или пригласит режиссера из Узбекистана снять кино во Франции?
– Очевидно, что в стране огромное желание развивать киноиндустрию. Прекрасный павильон в Каннах – одно из подтверждений этому. Поэтому я был бы рад совместному кинопроизводству и совместной работе двух стран.
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
24 октября24.10ФотоКараваны в поднебесьеОбнаружение археологами трех древних полисов частично переписывает историю Великого Шелкового пути
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу
-
30 сентября30.09Казахское поле экспериментовКто и зачем создал орду между Волгой и Уралом
-
23 сентября23.09ФотоИмам упал в обморокВ Ташкенте прошел гастрономический фестиваль Lazzatli O’zbekiston
-
17 сентября17.09Эрмитаж и WOSCU — почти десять лет сотрудничестваЧем культурное наследие Узбекистана удивило Эрмитаж? Доклад Павла Лурье