Мумия свободы

«ОВД-Инфо» запускает спецпроект о свободе собраний в странах бывшего СССР
Съезд Демократической партии Туркменистана. Фото с сайта Tdh.gov.tm

Российский негосударственный правозащитный медиапроект «ОВД-Инфо» выпустил спецпроект «Свобода собраний на постсоветском пространстве», в котором сделан обзор законов и правоприменительной практики о свободе собраний в странах бывшего СССР. Информагентство «Фергана» выступило одним из партнеров спецпроекта, помогая в сборе материала о пяти постсоветских центральноазиатских республиках.

Как рассказала «Фергане» продюсер спецпроекта Екатерина Голенкова, все началось с того, что в январе 2018 года на общую почту организации пришло письмо от аспиранта Бурятского государственного университета Станислава Колмакова с предложением посмотреть его исследование и, возможно, использовать его для подготовки материалов «ОВД-Инфо».

— Мы ознакомились с его работой и поняли, что она может стать настоящим спецпроектом, который будет интересен широкой аудитории. Мы начали разрабатывать концепцию, чтобы сделать его понятным и интересным не только для исследователей, но и граждан тех стран, о которых идет речь, — рассказала Голенкова.

Изначально планировалось сравнить страны по нескольким позициям и сделать рейтинг «свободных и несвободных стран».

— Однако потом мы поняли, что не будем сравнивать эти страны, у нас нет права их оценивать. Свобода собраний – одна из базовых свобод человека, но политическое устройство этих государств, имеющих схожее прошлое, слишком сложный механизм, складывающийся из самых разных систем. За последние 30 лет в странах бывшего СССР трансформировались правовые системы, они развивались в разных направлениях, и поэтому мы не можем говорить, что какая-то страна свободнее другой, — отметила продюсер.

Кроме законов, исследователи изучили суммы штрафов за участие в митингах. В разных странах они высчитываются по-разному и, например, зависят от средней заработной платы. Для удобства читателей они указаны в долларах и национальной валюте.

"Нужно ли получать разрешение на проведение собраний?". Инфографика "ОВД-Инфо"

– Подсчитать штрафы — довольно кропотливая работа, так как курс доллара постоянно меняется. Самый высокий штраф у должностных лиц в Армении, он составляет $34 тысячи. И как его можно сравнить со штрафом, например, в Латвии, где он равен $388? И это еще одна причина, по которой нам важно оставаться нейтральными, потому что, несмотря на общее прошлое, у всех стран постсоветского пространства такое разное настоящее, — пояснила Екатерина Голенкова.

Информацию о законах команда «ОВД-Инфо» получала с сайтов правительств, парламентов и международных организаций и подкрепляла комментариями экспертов и жителей стран бывшего Союза. Среди них были журналисты, которые освещают акции, юристы, которые защищают задержанных в судах, члены правозащитных организаций и исследователи.

— Опросы проводились методом анкетирования, — рассказала продюсер проекта. — Мы создали анкеты на русском и английском языках с открытыми и закрытыми вопросами. Активнее всего отвечала на вопросы Латвия. Сложности возникли с Туркменистаном, где очень тяжело найти экспертов. Для этой страны свобода собраний — сложная тема, поэтому нам было нелегко разыскать людей, которые могли комментировать ситуацию. Отмечу, что в нашей работе мы ориентировались на принципы ОБСЕ (так как все рассматриваемые нами страны являются участницами этой организации) по свободе собраний. Так вот, в трех странах — Туркменистане, Таджикистане и Белоруссии — в отношении митингов ничего не разрешено.

— Удивила ситуация в Узбекистане, где свобода собраний до сих пор регулируется указом президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года. Удивление вызвал также размер штрафов. 17 миллионов узбекских сумов звучит даже страшнее, чем 34 тысячи долларов в Армении.

Голенкова отметила, что в Казахстане, например, по закону можно проводить митинги ночью и возле зданий госорганов, что не так часто разрешено в других странах, где нередко действуют ограничения о проведении митингов на расстоянии в 200-300 метров от госучреждений.

– Там также разрешены одновременные акции и акции с противоположной тематикой. Это хорошая норма. Как и обещание разработать новый закон о митингах, — отметила Голенкова. — Все-таки ты невольно сравниваешь ситуацию в других странах с Россией, на митингах в которой мы активно работаем, и подмечаешь какие-то положительные моменты у соседей.

Что касается законодательства Киргизии, то, по словам Голенковой, там есть интересная норма, согласно которой органам местного самоуправления, чтобы запретить собрание, нужно обратиться в суд. Штрафы за митинги там составляют 43 доллара, чем выгодно отличаются от тысяч долларов в Армении, но и эти штрафы довольно ощутимы по сравнению со средней зарплатой.

"Можно ли скрывать лица?". Инфографика "ОВД-Инфо"

Продюсер проекта отдельно отметила тему проведения митингов представителями ЛГБТ, которая для всех стран Центрально-Азиатского региона является довольно болезненной. При проведении таких собраний у ее участников, по данным опрошенных экспертов, могут возникнуть проблемы.

— В целом наш проект переназначен для двух аудиторий. Первая – это граждане и активисты, которые проживают в 15 странах бывшего СССР, которые должны знать свои права и отстаивать свои свободы. Слоган «ОВД-Инфо» «Информация защищает» подходит и для этого проекта. Он не закончится на его публикации, он будет развиваться дальше, так как в этих странах будут меняться законы и размеры штрафов. И если проект поможет второй нашей целевой аудитории — исследователям, как международным, так и внутри региона, — объяснять, что такое свобода собраний, когда она регулируется и почему это важно, мы достигнем своей цели, — заключила Екатерина Голенкова.

«Фергана» публикует основные данные спецпроекта по пяти центральноазиатским странам постсоветского пространства (по алфавиту).

Казахстан

В Казахстане свобода собраний регулируется законом №2126 от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций». В стране предусмотрен разрешительный порядок проведения мирных акций.

Как в законе:

Организаторами массового мероприятия могут быть граждане Казахстана старше 18 лет. Заявление об акции нужно подать не позднее чем за 10 дней до даты проведения. Местные власти должны рассмотреть заявление и сообщить о решении за пять дней до начала мероприятия или раньше. Организаторы оплачивают все затраты на проведение митинга, в том числе на охрану порядка, аренду, освещение и уборку места проведения акции.

Голодовка в общественных местах, пикеты, установка палаток и других сооружений тоже считаются формой протеста.

Участники акции могут скрывать лица под масками для выражения мнения. Мероприятия можно проводить ночью, а также собираться возле зданий государственных органов. В Казахстане разрешены одновременные акции с противоположной тематикой и проведение предварительной агитации до начала мероприятия.

В стране запрещены спонтанные собрания. Местные власти могут запретить акцию, если она проводится с целью разжигания ненависти к представителям определенной расы, национальности, религии или социума, а также с целью свержения конституционного строя или посягательства на территориальную целостность страны.

Задержание на митинге в Казахстане. Фото с сайта Azattyq.org

Митинги нельзя проводить возле объектов инфраструктуры (транспорт, снабжение водой и электричеством), а также рядом с учреждениями здравоохранения и образования. Участники акции не могут иметь при себе оружие, мешать движению транспорта и работе объектов инфраструктуры, устанавливать палатки или юрты без согласования с местными властями, портить зеленые насаждения и вмешиваться в работу органов правопорядка.

Собрание должно быть прекращено по требованию местных властей, если организаторы не подали заявление о его проведении или акция проходит с нарушениями. Также митинг могут прекратить, если возникнет опасность для жизни и здоровья граждан. Местные власти могут накладывать дополнительные ограничения на проведение собраний.

Организаторы и участники несогласованных митингов могут нести административную или уголовную ответственность. Для участников и организаторов предусмотрен штраф до $130, сроки арестов — от нескольких суток до двух с половиной месяцев. Также ответственность несут лица, которые помогают проводить несогласованное мероприятие: предоставляют для этого помещение или связь. Для должностных лиц штраф — до $324 за незаконное препятствование проведению собрания с использованием служебного положения.

Как на самом деле

Правозащитники и участники акций из Казахстана отмечают, что мирные собрания проходят с систематическими нарушениями со стороны властей. По их словам, местные органы власти пользуются возможностью самостоятельно устанавливать места проведения митингов и ограничивают территорию одной-двумя площадками в отдаленных частях населенных пунктов.

Эксперт Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Евгений Жовтис отмечает, что в 2001 году в Кодекс об административных правонарушениях Казахстана к уже перечисленным формам протеста была добавлена формулировка «иные публичные мероприятия». Это позволило властям считать протестом любые публичные проявления несогласия.

По словам одного из активистов, последняя массовая акция в стране прошла в 2016 году. Один из ее организаторов до сих пор находится в колонии. С тех пор власти не выдали ни одного разрешения на проведение собраний. Еще до начала митингов полиция задерживает как возможных ее участников, так и журналистов, которые освещают происходящее.

Опрошенные отмечают, что при обжаловании незаконных действий со стороны властей или полиции суд всегда встает на сторону правоохранительных органов и не изучает доказательства в защиту тех, кого привлекли к ответственности за участие в митингах.

На Казахстан не распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека, однако граждане могут обращаться с жалобами в Комитет ООН по правам человека. Комитет несколько раз выносил решения в пользу заявителей о нарушении права на свободу собраний, однако власти Казахстана объявляют подобные решения имеющими рекомендательную силу и отказываются их выполнять.

После митингов, которые прошли накануне выборов президента в июне 2019 года, глава республики Касым-Жомарт Токаев пообещал разработать новый закон о массовых мероприятиях. По его словам, акции нужно будет согласовывать в отдельных инстанциях, а проводить митинги можно будет только в специально отведенных для этого местах.

Кыргызстан

В Киргизии свобода собраний регулируется законом № 64 от 23 мая 2012 года «О мирных собраниях». В стране предусмотрен уведомительный порядок проведения мирных акций.

Как в законе

В Киргизии нет возрастного и гражданского ценза для организаторов собраний. Уведомление о мероприятии нужно подать не раньше чем за месяц и не позже чем за два рабочих дня до его начала. Если организаторы не подали уведомление или нарушили сроки подачи, власти не могут использовать это как повод запретить или ограничить проведение собрания.

Государственные органы должны обеспечить охрану порядка, уборку и медицинскую помощь на собрании. Организаторы не несут за это расходов.

В Киргизии разрешено практически все, что касается проведения мирных собраний. Граждане могут устраивать спонтанные акции и несколько акций одновременно, выходить на митинги к зданиям государственных органов, собираться ночью, носить на собраниях маски и призывать к участию в мероприятии до его начала.

Однако в стране запрещено устраивать массовые акции в радиусе ста метров от опасных и вредных производств, возле электростанций, на железных дорогах, нефтепроводах и под линиями электропередачи. Такое же ограничение действует для учреждений здравоохранения и образования, а также объектов пенитенциарной системы. Помимо этого, запрещено устраивать акции в радиусе 30 метров от здания суда, если митингующие хотят оказать воздействие на судебный процесс.

На митинге в Бишкеке. Фото с сайта Time.kg

Если массовое мероприятие проводится с целью пропаганды войны, разжигания ненависти к какой-либо социальной группе, нарушения национальной безопасности или для срыва другой акции прямо противоположной тематики, его могут не разрешить. Органам местного самоуправления нужно обратиться в суд, чтобы запретить собрание. Окончательное решение о запрете массовой акции выносит суд.

Участников и организаторов акции могут оштрафовать на сумму до 3000 сомов (или $43) за нарушение правил проведения митинга. Также для участников и организаторов за массовые беспорядки на митингах может наступить уголовная ответственность: штраф до 300 000 сомов (или $4297) либо лишение свободы на срок до 10 лет. Ответственность для должностных лиц не предусмотрена.

Как на самом деле

Участники акций и журналисты, освещавшие проведение митингов в Киргизии, называют ситуацию со свободой собраний в стране благоприятной, однако отмечают отдельные случаи нарушений со стороны властей.

В частности, проблемы могут возникнуть при проведении акций в поддержку представителей ЛГБТ-сообщества, а также митингов, направленных против действующей власти. Известны случаи, когда суд запрещал проводить собрания перед зданием парламента или ограничивал место проведения акции, однако эти решения были успешно обжалованы правозащитниками.

Они отмечают, что до 2010 года в Киргизии было сложнее реализовать право на свободу собраний, однако принятый в 2012 году закон и практика его применения в целом соответствуют международным нормам.

Таджикистан

В Таджикистане свобода собраний регулируется законом № 1169 от 31 декабря 2014 года «О собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях». В стране предусмотрен разрешительный порядок проведения мирных акций.

Как в законе

Организовать массовую акцию могут граждане Таджикистана старше 18 лет. Организаторами не могут быть люди с судимостью, недееспособные граждане и лица без гражданства.

Если у человека есть два или больше административных наказаний за нарушения правил проведения митинга, он больше не может организовывать собрания.

Заявление о массовой акции нужно подать за 15 дней до ее начала или раньше. Местные власти могут запретить или разрешить собрание, они должны сообщить организаторам о своем решении не позже чем за 5 дней до его начала.

Расходы на охрану порядка, медобслуживание и уборку несут организаторы акции. Они должны оплатить их в течение 10 дней после мероприятия.

В Таджикистане нельзя проводить спонтанные собрания без согласования с властями. Запрещено устраивать несколько акций в одном месте одновременно, а также проводить массовые мероприятия раньше 8 утра и позже 6 вечера. Участники акции не могут скрывать свои лица.

Санкционированный митинг в честь Дня молодежи в Душанбе. Фото с сайта Today.tj

Закон Таджикистана не устанавливает конкретное расстояние, на котором нельзя проводить акции у резиденций президента и судов, но запрещает собрания на прилегающих к ним территориях. Помимо этого, митинговать нельзя возле объектов инфраструктуры, памятников и кладбищ, мест лишения свободы, учреждений здравоохранения и образования.

Организаторы не могут призывать людей к участию в акции до того, как получат разрешение на ее проведение от властей.

За первое нарушение порядка проведения митинга или участие в несогласованных акциях полагается штраф на сумму до 550 сомони ($57). Если человек вышел на массовую акцию в течение года после административного взыскания за нарушения на митингах, ему грозит штраф до 1100 сомони ($113), даже если он не нарушал закон. Если человек нарушил закон о массовых мероприятиях второй раз за год, ему грозит уголовная ответственность: штраф до 19 800 сомони ($2041) или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. За препятствование проведению мирных собраний с использованием служебного положения могут оштрафовать на сумму до 82 500 сомони ($8505) или лишить свободы на срок до трех лет.

Как на самом деле

Участники акций и исследователи из Таджикистана отмечают, что власти систематически ограничивают право граждан на проведение мирных собраний. По словам опрошенных, госорганы часто проводят массовые мероприятия в поддержку политики властей. Администрация вузов оказывает давление на студентов, чтобы привлечь к участию в таких акциях как можно больше молодежи. Провластные митинги проходят организованно и без вмешательства со стороны правоохранительных органов, в то время как проведение собраний на другие тематики пытаются ограничить. Известны случаи, когда активисты отказывались от организации акций протеста из-за опасений преследования со стороны властей.

Наши респонденты отмечают, что Таджикистан ратифицировал все международные нормативные акты, которые гарантируют право на проведение свободных собраний. Однако на практике эти нормы не исполняются.

Туркменистан

В Туркменистане свобода собраний регулируется законом №185-V от 28 февраля 2015 года «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий». В стране предусмотрен разрешительный порядок проведения мирных акций.

Как в законе

Организаторами массового мероприятия могут быть только совершеннолетние граждане Туркменистана, постоянно проживающие в стране. Те, кто был привлечен к административной ответственности, не могут организовать собрание в течение года после этого. Также запрещено организовывать собрания лицам с непогашенной судимостью.

Организаторы подают уведомление об акции не раньше 15 и не позже 10 дней до ее начала, а власти рассматривают документ в течение трех дней с момента его получения.

Организаторы не несут обязательных расходов на проведение мероприятия, но не могут использовать деньги от иностранцев и зарубежных компаний для оплаты услуг и материалов, нужных для организации акции.

В Туркменистане запрещены спонтанные собрания без подачи уведомления, а также проведение нескольких акций одновременно.

Массовое мероприятие в Ашхабаде. Фото с сайта Azathabar.com

Нельзя устраивать митинги в радиусе 200 метров от резиденции президента и здания парламента, а также государственной телерадиовещательной компании. Ограничения от 50 до 300 метров действуют для акций возле других органов государственной власти, объектов инфраструктуры и транспорта, опасных производств, тюрем, пограничной зоны и учреждений здравоохранения и образования.

Участники массовых мероприятий не могут скрывать лица под масками. Мероприятия нельзя проводить раньше 7 утра и позже 10 вечера.

Организаторы и другие граждане не могут призывать к участию в акции до ее согласования с властями.

За первое нарушение порядка проведения митинга предусмотрен штраф на сумму до 400 манатов ($115) или арест на срок до 10 суток. При повторном нарушении правил в течение года штрафы возрастают в два раза, а срок ареста увеличивается до 15 суток. Организатору может грозить уголовная ответственность, если он нарушил закон о массовых мероприятиях второй раз за год: штраф до 7980 манатов ($2280) или арест на срок до полугода. Максимальный размер штрафа за препятствование проведению акций для должностных лиц — 1000 манатов ($286).

Как на самом деле

Исследователи из Туркменистана считают, что свобода мирных собраний в стране ограничена практически полностью. По их словам, за всю историю Туркменистана в стране проходило лишь несколько стихийных митингов, а в отдаленных регионах власти требуют получать разрешение даже на проведение свадеб и других торжеств.

Опрошенные отмечают, что за последние годы никто не пытался подать заявку на проведение собрания. Крайне редко власти решают организовать акцию в поддержку президента.

Как рассказали наши респонденты, власти Туркменистана игнорируют все решения рабочих групп ООН, которые касаются нарушения права на свободу собраний в стране.

Узбекистан

В Узбекистане свобода собраний регулируется указом президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года № 9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». В стране предусмотрен разрешительный порядок проведения собраний.

Как в законе:

Организовать массовое собрание могут совершеннолетние граждане Узбекистана. Заявление об акции нужно подать не позже чем за 10 дней до ее начала. Местные власти могут разрешить или запретить мероприятие. Они должны сообщить об этом организаторам не позже чем за 5 дней до начала собрания.

Обязательных расходов организаторы акции не несут.

В Узбекистане свобода собраний регулируется указом времен СССР. В документе ничего не сказано о проведении митингов у органов государственной власти и судов, ночных акциях, возможности скрывать лицо во время митинга и проведении одновременных собраний.

В Узбекистане нельзя проводить спонтанные собрания без согласования с властями. Цели мероприятия не должны противоречить Конституции, а также угрожать общественному порядку и безопасности граждан.

Митинг в Ташкенте. Фото с сайта Nuz.uz

За нарушение порядка проведения митинга участников и организаторов могут оштрафовать на сумму до 17 миллионов 840 тысяч сумов ($1963) или арестовать на срок до 15 суток.

Если организатор после административного взыскания еще раз нарушил закон, ему грозит уголовная ответственность: штраф до 66 миллионов 900 тысяч сумов ($7359) или лишение свободы на три года.

Для участников дополнительные наказания за повторные нарушения не предусмотрены. Штрафов для должностных лиц также нет.

Для расчета суммы штрафов использован минимальный размер оплаты труда в Узбекистане по состоянию на 1 августа 2019 года (223 тысячи сумов).

Как на самом деле:

Журналисты и правозащитники из Узбекистана считают, что право на свободу мирных собраний в стране ограничено практически полностью. По их словами, власти считают любую публичную акцию угрозой и не выдают разрешения на их проведение. Правоохранительные органы пресекают даже те формы публичного выражения мнения, которые можно проводить без согласования, например одиночные пикеты. Правозащитники отмечают, что последнее крупное массовое собрание прошло больше 10 лет назад. Сейчас граждане Узбекистана изредка выходят на стихийные протесты из-за социальных проблем, однако эти акции быстро пресекаются милицией. Активистам назначают большие штрафы за участие в протестах, вплоть до нескольких тысяч долларов.

Нашим респондентам неизвестны случаи обжалования действий властей или правоохранительных органов в суде. Опрошенные утверждают, что власти Узбекистана игнорируют рекомендации международных органов по защите прав человека.

Сейчас свобода собраний в стране регулируется указом времен СССР, но летом 2019 года в Узбекистане разработали новый законопроект «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан». В документе прописаны гораздо более строгие ограничения на проведение мирных акций. Например, авторы законопроекта предлагают подавать заявку о мероприятии не позднее чем за 30 рабочих дней до его проведения, установить запрет на проведение митингов в радиусе 500 метров от зданий государственных органов, а также разрешить организацию массовых мероприятий только по будням с 10:00 до 17:00.