Агентство начального профессионального образования (АНПО) при Министерстве образования и науки Кыргызстана курирует 99 профессиональных лицеев, один индустриально-педагогический колледж и шесть профессиональных училищ при Государственной службе исполнения наказаний.
Профлицеи готовят кадры практически для всех отраслей экономики: туризма и гостиничного бизнеса, энергетики и строительства, общепита, транспорта, легкой промышленности, для нужд недропользования и машиностроения. Чтобы понять, что происходит в отрасли, насколько это образование востребовано и что эти учебные заведения сегодня могут предложить, «Фергана» поговорила с руководителем АНПО, а также директором и учениками двух профессиональных лицеев.
Самостоятельности никакой
В 2019 году АНПО возглавила известная правозащитница Рита Карасартова. В интервью «Фергане» она рассказала о состоянии дел в профобразовании.
— Самое главное — это понимать, в каком направлении двигаться. Наша система должна развивать у людей профессиональные навыки и компетенции, предоставлять переквалификацию, ориентируясь на запросы трудового рынка, — говорит Рита Карасартова.
По ее словам, сейчас профессиональные лицеи либо вообще лишены финансово-экономической самостоятельности, либо она сведена к минимуму. Вдобавок к этому финансирование лицеев из бюджета сокращается. Отсюда — проблемы с обновлением материально-технической базы и подготовкой специалистов.
Кроме того, лицеи и не могут сегодня стать самостоятельными, потому что любое начинание, исходящее от директоров, пресекается на корню. Были даже случаи, когда на руководителей, которые пытались найти возможность дополнительного заработка для лицеев, заводились уголовные дела. Такая политика в конце концов превращает директоров в пассивных исполнителей чиновничьей воли.
Как зарабатывать
Всего в системе АНПО работает 6400 человек, из них 3400 относятся к педагогическому составу. По данным на 2019 год, в профлицеях страны учились 31 600 человек. Из 27 945 выпускников трудоустроились 21 518, что составило 77% от общего числа.
Сегодня зарплата и стипендии выплачиваются из государственного бюджета и зависят от стажа работы и занимаемой должности. Сейчас они варьируются от 8 до 18 тысяч сомов в месяц ($114,5-258) — это, соответственно, стартовая минимальная ставка в отрасли и стартовая зарплата директора агентства. Средняя заработная плата в стране — 233 доллара. Стипендии учащихся составляют от 200 ($2,8 — обычная) до 650 сомов ($9,5 — социальная).
При этом государство запрещает профлицеям зарабатывать самостоятельно, реализуя на рынке производимые товары и услуги. Такое положение, по мнению Карасартовой, нужно срочно менять.
Чиновница предлагает систему, при которой лицеи должны конкурировать между собой как за учеников, так и за качество обучения и профессиональной подготовки. Организовать это можно через сотрудничество с бизнес-сообществом вообще и с конкретными компаниями в частности. Сегодня уже десять профлицеев заключили договоры на прохождение учащимися практики на частных предприятиях. Плюсы очевидны: во-первых, студенты повышают свои профессиональные навыки, во-вторых, легально получают зарплату.
Глава АНПО считает, что предприятия, сотрудничающие с лицеями, нужно освобождать от некоторых налогов. На освободившиеся деньги можно было бы приобретать расходные материалы, улучшать навыки учеников и так далее. Подобная модель давно и успешно практикуется в Германии и других странах Европейского союза.
Еще одной статьей доходов для всех профлицеев могли бы стать краткосрочные профессиональные курсы для взрослых продолжительностью от трех месяцев. Оплата за них не должна превышать 6-7 тысяч сомов за все время обучения ($86-100), что вполне по карману даже небогатым людям. Основой реформы в образовании, считает Карасартова, должны стать потребности рынка и бизнеса.
Кроме того, уже с 2020 года независимые экспертные комиссии начнут оценивать не только самих учеников, но и уровень обучения в лицеях.
Изменения в системе обучения
По мнению Карасартовой, АНПО нужно перенимать опыт у стран Европейского союза. Это в первую очередь означает модернизацию учебно-производственного процесса. Как полагает глава АНПО, в идеале 80% учебного времени должно отдаваться производственной практике и только 20% — теории, причем теория изучается на базе лицея, а практика реализуется на предприятии. В настоящее же время в Киргизии 60% тратится на выработку практических навыков и 40% — на теорию.
Сейчас в Кыргызстане запускается финансируемый Евросоюзом Туринский процесс — модернизация начального профессионального образования. Теперь профлицеи должны будут следить за трудоустройством своих выпускников. Помогать найти работу прежде всего будут выпускникам из групп для учащихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) и круглым сиротам. На сегодняшний день подобные группы существуют в 16 профлицеях страны.
Несколько лет назад в Киргизии была введена ваучерная система финансирования повышения квалификации преподавателей. Однако тут есть ограничение: этими ваучерами можно расплачиваться только в государственных институтах, хотя в частных организациях качество услуг может быть лучше.
По словам Карасартовой, проблему переквалификации кадров поможет решить введение независимой сертификации. Кроме всего прочего, было бы очень хорошо, если бы государство взялось проводить олимпиады профессионального мастерства. Это также позволит улучшить качество подготовки кадров.
Лицей №4 как опытное поле
В бишкекском профлицее №4 в виде пилотных проектов введены все эти новшества.
Сюда для обучения и социально-трудовой реабилитации принимают несовершеннолетних из малообеспеченных семей, круглых сирот, детей с инвалидностью, воспитанников детских домов и представителей других социально уязвимых категорий населения со всей республики. В основном здесь учатся дети из провинции.
В лицее одновременно могут заниматься до 660 учащихся. Инженерно-педагогический коллектив насчитывает больше 20 человек. Здесь готовят выпускников практически по всем строительным специальностям: гипсокартонщиков, мебельщиков, газосварщиков, слесарей-сантехников, штукатуров, маляров и так далее. Два года назад ввели преподавание новой дисциплины — «информационные технологии». Все эти профессии пользуются устойчивым спросом не только в стране, но и за рубежом. Зарплата по ним в Киргизии колеблется от 30 до 45 тысяч сомов в месяц ($430-644), зарплата квалифицированных рабочих в стране — 40-60 тысяч сомов в месяц ($573-859).
За 2017-2018 учебный год профлицей №4 выпустил 211 учеников, из которых трудоустроились 192 человека. Из выпуска 2018-2019 годов рабочие места по специальности получили 187 учеников.
По словам директора лицея Эрмекгуль Усупбаевой, наиболее востребованными из всех остаются сварщики, сантехники и компьютерщики.
Лицей №4 наладил сотрудничество со строительными организациями и мебельными фирмами — теперь в них проходят производственную практику его учащиеся. Выпускники имеют хорошие шансы на трудоустройство в России, Казахстане, а в последние годы — и в некоторых странах Евросоюза. Многие выпускники уезжают в Россию, Чехию, Словакию, Польшу и Болгарию. В последние годы лицей №4 заключает договоры с международными агентствами по трудоустройству, рекрутирующими молодежь для работы в странах ЕС.
По словам директора, в Европе наиболее востребованы сварщики, бетонщики и каменщики, они зарабатывают от 1500 до 2500 евро в месяц. Основные сложности на этом направлении — долгое ожидание собеседования в консульствах и получение трудовых виз. К субъективным трудностям относится слабое знание трудовыми мигрантами европейских языков. Именно поэтому в лицее в качестве обязательного предмета вводят обучение английскому, со временем планируют вводить также и немецкий.
Отдельной «фишкой» лицея является подготовка взрослых людей по строительным и IT-специальностям, и курсы эти пользуются большой популярностью. Кроме того, этот источник дохода очень важен для самого лицея — средств, выделяемых государством, едва хватает на покрытие обязательных расходов: зарплаты, стипендии и питание учеников.
С 2019 года в лицее началась апробация дуального обучения. Там выбрали вариант, где 30% времени тратится на теоретическую подготовку и 70% — на практику на предприятии. По словам директора, при пропорции 80 на 20 учащиеся просто не успевают усвоить теорию.
Стоит заметить, что труд учащихся во время практики оплачивается предприятием, где они работают, и в месяц подростки могут получать от 20 до 30 тысяч сомов ($286-430). (Это касается лицея №4, в других профлицеях ситуация несколько иная. — Прим. «Ферганы»). Кроме того, выпускники могут трудоустроиться там же, где проходили производственную практику.
Внедряется в лицее №4 и другое новшество — независимая сертификация. Инициатором ее внедрения стала немецкая организация GIZ, оказывающая учебному заведению всестороннюю материально-техническую помощь.
Еще одним нововведением стал обязательный мониторинг трудоустройства выпускников.
Все корпуса лицея были построены в далекие советские времена, а денег на капитальный ремонт просто нет. Некоторое время назад лицей сдавал учебные помещения в аренду. Но потом эту практику пришлось прекратить — все деньги государство забирало себе.
Как рассказала директор, мелкий текущий ремонт в корпусах производят сами ученики. Они же изготавливают и мебель для учебных классов.
Раз у государства не хватает средств на все нужды лицеев, можно было бы вернуть им возможность зарабатывать, сдавая помещения в аренду, считает Усупбаева. При этом 30% денег от аренды получало бы государство, а 70% оставалось учебному заведению.
Лицей №10 – повара для турецких отелей
В рамках оптимизации профобразования два столичных учебных заведения были объединены в одно, теперь это профлицей №10 имени Суйменкула Чокморова. Здесь готовят работников общепита и мастеров народных промыслов — от обувщиков до дизайнеров, специализирующихся в области национальной одежды. Кроме того, тут есть отделение сферы услуг, которое выпускает парикмахеров, мастеров ногтевого сервиса, массажистов и так далее.
Лицей также организует краткосрочные курсы для взрослых. Благодаря этому частично решаются текущие финансовые проблемы.
По словам директора лицея №10 Саадат Джаманкуловой, выпускники лицея, помимо привычных России и Казахстана, устраиваются на работу в Турции — поваров и официантов с охотой берут отели Антальи, Аланьи и других курортов.
Как говорит Джаманкулова, сегодня на одного рабочего приходятся примерно три менеджера среднего звена, которых готовят колледжи (преемники советских техникумов), и пять менеджеров высшего звена — их выпускают вузы. И многие выпускники колледжей и вузов позже приходят в профлицеи, чтобы получить востребованные за границей рабочие специальности.
На учителей денег нет
Большая проблема профлицеев – это нехватка молодых педагогических кадров. Базовая заработная плата молодых учителей в лицее №10 составляет 8200 сомов в месяц ($117). 12 000 сомов ($172) получают на руки преподаватели, работающие на полторы ставки. В Бишкеке на эти деньги нормально прожить нельзя, тем более с семьей, особенно если учитывать, что многие молодые специалисты вынуждены снимать квартиру. Аренда самой простой однокомнатной квартиры — 7-8 тысяч сомов в месяц ($100-115), плюс коммунальные расходы.
Квартиры молодым учителям нужны как воздух, но бюджетное жилье пока строится в основном для сотрудников силовых ведомств. При этом ипотека для бюджетников практически неподъемна. Вопрос — откуда брать преподавателей и учителей? Ответ: при нынешнем положении дел ниоткуда. Необходимо срочно менять подход к социальному обеспечению этой категории работников.
Другая проблема — налоги. За ученика-практиканта из лицея предприятие платит такой же налог, как и за постоянного рабочего. По этой причине владельцы предприятий стараются экономить на учащихся. В результате ученики профлицея №10 получают не более 100 сомов ($1,5) за восьмичасовой рабочий день на предприятии.
Еще одно препятствие для введения дуального образования – неграмотность учеников, приходящих в лицей. В начале обучения у многих детей плохие оценки буквально по всем школьным предметам. Саадат Джаманкулова считает, что для решения этой проблемы нужно широко вводить в профлицеях двухуровневую систему подготовки вроде той, которая есть в России и Белоруссии. Обучение в этом случае организуется так, что по выходе из лицея ученик получает не только профессиональный диплом, но и аттестат зрелости, то есть свидетельство о среднем образовании. Пока из всех кыргызстанских лицеев такая система существует лишь в экспериментальном лицее №4, в котором действует пилотный проект.
Есть проблемы и с профессиональным обучением взрослых. Тут надо отдельно выделить два понятия — валидация и сертификация. Валидация — это подтверждение профессионального соответствия у человека, который не заканчивал учебное заведение, но работал как практик на производстве. В этом случае надо просто сдать экзамены, после чего человеку выдают документы, которые признаются в РФ, Казахстане и странах дальнего зарубежья. Сертификации же предшествует подготовка таких взрослых на краткосрочных курсах — продолжительностью от двух месяцев. В лицее №4 имеется Центр передового опыта (ЦПО), который проводит валидацию. В других же местах пока реализуется только программа Азиатского банка развития по сертификации.
Саадат Джаманкулова считает, что дуальная система, которая внедряется в некоторых профлицеях в качестве пилотного проекта, на самом деле представляет из себя хорошо забытое и апробированное старое, существовавшее еще в советской системе профессионально-технического образования. По ее мнению, возвращение к этой системе, сочетающей в себе в равной мере как теорию, так и производственную практику с последующим трудоустройством выпускников, выведет начальное профобразование на новый качественный уровень, сделает рабочие профессии престижными и финансово привлекательными.
Социально уязвимые
«Фергана» побеседовала с учениками лицея №4, чьи судьбы можно считать в какой-то степени типичными.
Шестнадцатилетний Даниэль Ш. — так называемый социальный сирота, от которого родители отказались еще в пятом классе. В лицее он учится на мастера столярных работ и на мебельщика.
После расставания с родителями Даниэль провел 6 месяцев в детском центре «Айданек» в Бишкеке, а затем был отправлен в школу-интернат в Панфиловке. В 7 классе Даниэля усыновили, но он не смог ужиться с приемными родителями и снова вернулся в центр «Айданек» в начале 2018 года. В сентябре того же года его перевели в школу-интернат в Панфиловском районе Чуйской области. Там он получил справку об окончании девяти классов и начал учебу в столичном профлицее №4, о котором слышал от своего друга. Здесь ему сразу дали место в общежитии. Кроме того, он получает ежемесячную социальную стипендию в 650 сомов и трехразовое бесплатное питание.
Даниэль признается, что поначалу было трудно успевать и в школе, и на производстве. Иногда он поздно приходил в общежитие, тем самым нарушая режим. Правда, на каникулах парень не бездельничал, а работал на рынке «Дордой».
Друг и одноклассник Даниэля — Эркинбек Д. Ему тоже 16 лет, он также перевелся в профлицей из Панфиловской школы-интерната после девятого класса. Сам Эркинбек из многодетной семьи, на каникулы он уезжает домой, в село Чок-Тал Иссык-Кульской области.
Будущая специальность Эркинбека — мастер ремонтно-строительных работ. Он мечтает научиться делать качественный евроремонт и открыть свой бизнес. Именно поэтому ему в лицее особенно нравится курс по основам предпринимательства. Кроме того, Эркинбек собирается стать спонсором детей-сирот и помогать школам-интернатам.
Оба парня живут в общежитии. Режим дня здесь расписан буквально по минутам. В 6:30 утра — подъем. Час отводится на наведение порядка в комнате и на личную гигиену. В 7:40 все ученики выстраиваются на обязательную линейку, где проводится перекличка, сообщаются новости и делаются объявления. Учеба начинается в 8:00 и длится до 14:40. Перерыв на обед — с 12:10 до 13:00. В первом семестре первого курса один день в неделю отводится на производственное обучение. Во втором семестре производству уже отдается два дня в неделю. На втором курсе учащиеся с мая по июнь отправляются на производственную практику на предприятия и получают сдельную оплату. На последнем, третьем курсе ученики выезжают на полугодовую производственную практику на предприятия, расположенные в разных регионах Кыргызстана.
***
Из-за экономических трудностей и увеличения трудовой миграции в Кыргызстане растет число беспризорных детей. Взрослые уезжают работать за границу, а дети остаются без присмотра. Именно поэтому обеспечение проживания, обучения, профессиональная подготовка и трудоустройство таких детей с каждым годом становятся все более актуальными.
И одна из целей образовательной реформы как раз и состоит в том, чтобы социально уязвимая молодежь могла получить востребованную специальность, а взрослые — обновить или подтвердить свои профессиональные навыки.
-
25 ноября25.11ФотоЖенщина как земляВ Ташкенте открылась выставка «Зеркало»
-
22 ноября22.11Остап Бендер от благотворительностиВолонтерку Перизат Кайрат обвинили в присвоении миллионов долларов казахстанцев
-
18 ноября18.11ФотоБез оглядки на календарьВ Ташкенте зажгли новогоднюю елку
-
14 ноября14.11Тюркский единыйЗачем Эрдоган настаивает на ускорении перехода стран Центральной Азии на латинский алфавит
-
12 ноября12.11ФотоГерметичные краски окраинВ Ташкенте открылась персональная выставка живописца из Ферганы Алишера Хамидова
-
08 ноября08.11В списках значилсяЭнтузиасты из Казахстана занимаются поиском солдат, призванных из республик Средней Азии и пропавших в годы Второй мировой войны