Сорок лет назад Алла Пугачева пела о том, что «нынче в школе первый класс вроде института». Со временем программа в общеобразовательных учебных заведениях в чем-то стала сложнее, в чем-то проще, набор предметов несколько изменился. Иногда в него включают странные, на первый взгляд, дисциплины. Например, на днях президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил, что в аттестате должна быть оценка по владению школьником одним музыкальным инструментом. На первых порах нововведение затронет только Наманганскую область (именно в ходе визита в этот регион президент озвучил инициативу). Если эксперимент будет признан успешным, он распространится на всю республику. Идею поставить игру на дойре или пианино в один ряд с математикой и физикой глава государства объяснил необходимостью восстанавливать культуру, так как без «духовной пищи» у народа не будет достижений.
Появление новой дисциплины, назовем ее условно «Освоение любого музыкального инструмента», причем пока непонятно, какого именно и в какой степени, вызвало резонанс в обществе. Многие узбекистанцы нашли затею абсурдной, поскольку, чтобы стать музыкантом, нужны определенные качества: слух, чувство ритма, в конце концов, талант. И желание. Ведь не зря существуют отдельные музыкальные школы, куда дети идут либо по призванию, либо из-под палки. Но поставить умение играть, скажем, на гитаре или даже искусно бить в бубен на конвейер пока выглядит утопией. К тому же возникают организационные вопросы: где набрать столько преподавателей, как оснастить школу инструментами (опять же — какими конкретно), упразднять ли «музыкалки». С другой стороны, не выйдет из школьника ничего толкового, так хоть на свадьбе возьмет пару нот на дутаре – вот и заработал.
Продолжение эксперимента
На самом деле в Узбекистане и раньше в школьной программе появлялись нестандартные дисциплины, но они не были связаны ни с культурой, ни со спортом. Например, книги первого президента республики Ислама Каримова практически сразу после выхода из типографии становились предметом изучения. Их читали и штудировали в школах и университетах, причем экзамены на знание «бестселлеров главы государства» сдавали даже педагоги. Помнится, был случай лет десять назад, когда опытную преподавательницу русского языка уволили лишь потому, что она не знала работ президента.
Для узбекистанцев, получивших аттестат или диплом на рубеже нулевых, аббревиатура ИНН не всегда означает «идентификационный номер налогоплательщика». В те годы ее расшифровывали как «идея национальной независимости». Этот предмет изучали в средних и старших классах, в основе программы, конечно, лежали труды Ислама Абдуганиевича. К слову, с нового учебного года ИНН как отдельная дисциплина существовать перестанет. Согласно реформе, утвержденной Министерством народного образования (МНО), этот курс в компании с «Этикой», «Историей религий» и «Чувством Родины» объединен в предмет «Воспитание». Очевидно, что времена настали другие. Но эксперименты над школьниками продолжаются.
Президент Мирзиёев не в первый раз вносит коррективы в учебные планы МНО. В феврале 2018 года он предложил сделать обязательной школьной дисциплиной шахматы. Понятно, что ноги у этой инициативы росли из Калмыкии, где этот вид спорта был доминирующим. Шахматы не только преподавали в общеобразовательных учреждениях, дошло до того, что вблизи столицы республики Элисты появился целый Город Шахмат (Сити-Чесс). Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов также приложил руку к развитию древней игры в Узбекистане. Будучи президентом ФИДЕ, он объявил Узбекистан родиной шахмат и пообещал, что добьется официального признания данного факта со стороны Международного олимпийского комитета. Но очередные выборы на пост главы ФИДЕ Илюмжинов проиграл и предполагаемое превращение центральноазиатской страны в «Нью-Васюки» не состоялось.
Тем не менее идея научить всех узбекских школьников осмысленно гонять по доске пешки и ферзи не растворилась в воздухе. В августе прошлого года было объявлено, что шахматы введут в качестве обязательного предмета в 150 школах республики. Тогда же в соцсетях и электронных СМИ, комментируя новость, пользователи начали предлагать свои инициативы. Например, высказывалась идея таким же статусом наделить «плавание», как в США и Европе, чтобы дети прекрасно держались на воде, а не тонули в летних лагерях. Кто-то предлагал со школьной скамьи изучать правила дорожного движения.
Между тем эксперимент по введению новых предметов с подачи президента продолжается. В мае текущего года, обсуждая с правительством развитие в республике IT-сферы, Мирзиёев поручил ответственным ведомствам организовать преподавание программирования начиная с седьмого класса. Так, у Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также у их коллег из МНО появилась новая головная боль: как обеспечить все школы необходимым количеством компьютеров и где набрать столько профильных учителей.
Если представить себе узбекского школьника будущего, то возникает образ активного молодого человека, который одной рукой настраивает домбру, а другой по компьютеру играет в шахматы, причем против написанной им самим программы. Главное, чтобы составители базового учебного плана в погоне за выделением времени «Освоению музыкального инструмента», «Шахматам», «Программированию» и прочим новинкам не сократили часы математики, физики, языков и других традиционных дисциплин.
Уроки счастья, или Танцы в лесу
Нестандартные предметы есть в школьной программе многих стран. Причем дисциплины можно разделить на экспериментальные и обязательные.
Сначала о первых. В некоторых учебных заведениях Израиля детям преподают курс под названием «Теория и практика кибервойн», в рамках которого юных пользователей учат также грамотно вести себя в соцсетях, например писать незлобные комменты, и раскрывают секреты борьбы с интернет-зависимостью. В Стране Обетованной и в Нидерландах подросткам предлагают научиться вести дискуссии, но эта дисциплина не является обязательной. В Испании, опять же не везде, существуют уроки «Эмоционального воспитания», где школьников учат общаться друг с другом, формировать свою точку зрения, управлять гневом. Если говорить об особых видах спорта, то нельзя не упомянуть Австралию. Во всех школах, расположенных на побережье, со школьной скамьи мальчиков и девочек учат серфингу. Неудивительно, что представители Зеленого континента доминируют в этой дисциплине на мировой арене.
Но, пожалуй, самый необычный эксперимент проводится в Германии. Правда, пока всего в одной школе города Гейдельберга, директор которой организовал «Уроки счастья». Детей учат быть счастливыми и находиться в гармонии с окружающим миром. Экзамен по завершении курса занятий не предполагается, но ученики могут принять участие в благотворительности или по желанию сделать позитивный мотивационный видеоролик.
Необычных предметов в обязательной школьной программе наберется с десяток. Например, «Мораль» во Вьетнаме, где закрепляют навыки вежливого и уважительного отношения к старшим. В Китае есть обязательные уроки «Идеологического воспитания», где изучают великие изречения политических деятелей.
Россия – страна большая, и «странных» уроков здесь хватает. Так, в Башкирии преподают «Пчеловодство», а в Якутии – «Оленеводство». В 150 школах Краснодарского края в порядке эксперимента запущено обучение самбо (любимый вид спорта российского президента). В РФ школьникам преподают «Уроки финансовой грамотности»: с 5-го по 9-й класс дети учатся планировать семейный бюджет, как оптимизировать расходы, не попасть на удочку мошенников и прочее. Добавим, что с 2018 года в программу введены те же «Шахматы», но только в начальной школе и в виде факультатива.
Дальше — «тройка» лидеров. Армения оказалась самой близкой по духу к узбекскому нововведению. Во всех школах этой закавказской страны несколько лет назад введено обязательное обучение народным танцам. Таким образом власти прививают молодежи уважение к национальным культурным традициям. По этой дисциплине проводится строгий экзамен – кто не сдал, тот остается на второй год.
Отличилась и Великобритания с обязательным школьным курсом «Как выжить в лесу». В его рамках детей учат искать север по мху на деревьях, разводить костры, строить шалаш. Каждый должен знать, как вести себя в диких природных условиях, мало ли куда жизнь забросит.
И напоследок немного романтики. Во всех школах Японии есть удивительный предмет «Любование природой». Школьников, которые еще с детского сада знакомы с компьютерами и аниме, обучают наслаждаться цветением сакуры, шумом ветра, пением птиц. Основная задача курса – научить ценить красоту окружающего мира. Примечательно, что за «Любование» преподаватели ставят юным эстетам оценки, а в конце года предусмотрен экзамен по раскрытию широты загадочной японской души.
Современная школа действительно дело непростое. И вводимые в Узбекистане уроки по «Освоению музыкальных инструментов» не самая большая странность. Школьникам между тем приходится только терпеть причуды чиновников и стойко дожидаться получения аттестата, изучая все, что предлагается.
-
31 октября31.10ФотоАпокалипсис по-самаркандскиВ Ташкенте прошла выставка «Эгоист» Ахмада Исоева
-
29 октября29.10Не без нарушенийКак наблюдатели оценили парламентские выборы в Узбекистане
-
25 октября25.10Моменты предвыборной гонкиКак политические партии Узбекистана агитировали избирателей
-
25 октября25.10Убийцы ШерзатаО том, как «Новый Казахстан» застрял в 1990-х
-
23 октября23.10ФотоКафе 24 часаВ Ташкенте открыли первую гастрономическую улицу
-
21 октября21.10Проповедник в изгнанииКем был Фетхуллах Гюлен — турецкий богослов, чье влияние простиралось далеко за пределы родины