Проповедник в изгнании

Кем был Фетхуллах Гюлен — турецкий богослов, чье влияние простиралось далеко за пределы родины
Фетхуллах Гюлен

20 октября 2024 года в США в возрасте 83 лет скончался Фетхуллах Гюлен (Fethullah Gülen) — турецкий исламский проповедник, философ, писатель и общественный деятель, чье влияние на турецкое общество и политику трудно переоценить. Гюлен ушел из жизни в своем доме в Пенсильвании, где провел последние десятилетия в ''добровольно-принудительном'' изгнании.

Фигура Гюлена, столь же влиятельная, сколь и противоречивая, оставила глубокий след в современной истории Турции. Основатель движения «Хизмет», которое его последователи называют «служением обществу», а критики — «параллельным государством», Гюлен был для одних духовным лидером и реформатором, а для других — опасным манипулятором и врагом государства.

Его жизненный путь отразил сложную траекторию взаимоотношений между светским государством и исламом в Турции, а его наследие, несомненно, будет предметом дискуссий еще долгие годы. Смерть Гюлена знаменует конец эпохи в турецкой политике и общественной жизни, оставляя после себя множество вопросов о будущем движения, которое он создал, и о судьбе его идей в стремительно меняющемся мире.

* * *

Фетхуллах Гюлен родился 27 апреля 1941 года в городе Исванджик, Турция. Получив образование в области исламского богословия в медресе, в 1950-х годах он начал свою карьеру как проповедник. В ранние годы Гюлен преподавал в различных образовательных учреждениях, что заложило основу для его будущей деятельности.

В 1970-х годах Гюлен основал движение «Хизмет» («Служение»), которое стало центром его религиозной и общественной деятельности. Движение фокусировалось на образовательной реформе и межкультурном диалоге. Гюлен стремился объединить исламские ценности с современным образованием, что привело к созданию многочисленных школ и учебных заведений не только в Турции, но и за рубежом, включая страны Центральной Азии, Европы и США.

Помимо образовательных инициатив, Гюлен подчеркивал важность благотворительности и социальной ответственности среди своих последователей. Его идеи о светском исламе оказали значительное влияние на современное турецкое общество, а созданная им сеть образовательных учреждений и медиаресурсов способствовала широкому распространению его идей.

Политическая роль Гюлена в Турции была столь же значительной, сколь и противоречивой. В начале 2000-х годов его движение «Хизмет» поддерживало Реджепа Тайипа Эрдогана и Партию справедливости и развития (ПСР), видя в них силу, способную продвигать исламские ценности в рамках демократической системы. Это партнерство помогло ПСР укрепить свои позиции в турецкой политике.

Однако к 2013 году отношения между Гюленом и Эрдоганом резко ухудшились. Правительство Эрдогана начало рассматривать растущее влияние движения Гюлена как угрозу своей власти. Кульминацией этого противостояния стала попытка государственного переворота в июле 2016 года, в организации которой турецкие власти обвинили Гюлена и его последователей.

Гюлен категорически отрицал свою причастность к попытке переворота, но это не помешало турецкому правительству объявить его движение террористической организацией. Тысячи предполагаемых сторонников Гюлена были арестованы или уволены с государственных должностей в ходе масштабных чисток.

Организацию «Хизмет», созданную Гюленом, официальная Анкара назвала FETO («террористическая организация Фетхуллаха Гюлена»). Этот конфликт не только изменил политический ландшафт Турции, но и привел к серьезным дипломатическим трениям между Турцией и США, где Гюлен проживал с 1999 года. Турция неоднократно требовала его экстрадиции, но США отказывались выполнить это требование, ссылаясь на отсутствие достаточных доказательств его вины.

Несмотря на изгнание, Гюлен продолжал оставаться влиятельной фигурой в турецкой политике, символизируя для многих альтернативный взгляд на роль ислама в современном обществе и вызов авторитарным тенденциям в управлении страной.

Несмотря на то, что Гюлен много лет жил в США, он продолжал оказывать значительное влияние на своих последователей в Турции и тюркском мире через публикации, интервью и видеообращения. Все последующие годы он продолжал развивать свои идеи о межрелигиозном диалоге и образовании, участвуя в различных международных форумах и конференциях. Однако его жизнь была омрачена постоянными требованиями турецких властей о его экстрадиции и обвинениями в организации государственного переворота.

Наследие Гюлена остается предметом горячих дебатов. Для своих сторонников он был вдохновляющим духовным лидером, который способствовал развитию образования и межкультурного диалога. Его идеи о совместимости ислама с современной демократией и наукой оказали влияние на многих мусульман по всему миру.

Критики, однако, видели в Гюлене манипулятора, стремящегося к созданию параллельных государственных структур и подрыву светских основ Турецкой Республики. Его движение обвиняли в непрозрачности и создании закрытых сетей влияния.

Независимо от оценок, влияние Гюлена на турецкое общество и политику неоспоримо. Созданная им сеть школ, медиаресурсов и благотворительных организаций продолжает функционировать во многих странах, хотя и в значительно уменьшенном после репрессий в Турции масштабе.

Жизнь Фетхуллаха Гюлена отразила сложную динамику взаимоотношений между религией, обществом и политикой в современной Турции. Его идеи о синтезе исламских ценностей с современным образованием и демократией оказали глубокое влияние на целое поколение турок и мусульман по всему миру.

Однако противоречивый характер его деятельности и конфликт с турецким правительством оставили неоднозначное наследие. Смерть Гюлена знаменует конец целой эпохи в турецкой политике, но дебаты о его роли и влиянии, несомненно, будут продолжаться еще долгие годы.

Что стало со школами Гюлена, разбросанными по всему миру?

С момента попытки переворота в июле 2016 года турецкое правительство взяло под контроль 232 школы, связанные с движением Гюлена, более чем в двадцати странах мира. Эти школы были переданы турецкому государственному фонду Маариф.

Однако стоит отметить, что некоторые страны отказались закрывать эти школы, несмотря на давление со стороны Турции. Это, в частности, Казахстан, лишь обещавший тщательно проверить их руководство и преподавателей, и Кыргызстан, где школы Гюлена считаются одними из лучших в стране.