8 февраля в Ташкенте (Султанали Машхади 210) открылся центр документальной фотографии «139 Documentary Center», организованный местными художниками, фотографами и исследователями культуры. Как утверждают его организаторы, центр, представленный в формате галереи, создан для продвижения и развития документальной фотографии и родственных ей видов искусства в Центральной Азии. Кроме того, галерея предоставляет пространство для проведения лекций, мастер-классов и арт-выставок.
Директор и куратор галереи Тимур Карпов — ташкентский фотограф-документалист. Ранее он сотрудничал с различными СМИ, региональными художественными проектами и международными НПО.
«Я с 14 лет начал заниматься фотографией и мечтал открыть свою галерею, — рассказал Карпов «Фергане». — Я хотел, чтобы моя галерея показывала настоящую живую фотографию, отражающую место и общество, в котором мы живем, я хотел понимать это место и создать диалог с жителями пространства, в котором я живу. Теперь эта галерея есть, и это наконец то место, где никто не будет диктовать нам, что показывать, о чем говорить и как себя вести».
Галерея открылась с показа тематической фотовыставки «A short time ago («(Не)давно»)» из серии «Urban Memory and Cultural Heritage». Фотографы и художники Умида Ахмедова, Вячеслав Ахунов, Юрий Веденин, Алексей Волосевич и сам Тимур Карпов представили свои работы, посвященные быту Ташкента, постепенному исчезновению и потере аутентичной культуры узбекских улиц, двориков, махаллей.
Часть экспозиции посвящена бывшей махалле Олмазор, которая была снесена под строительство международного делового центра Tashkent City («Ташкент-Сити»). У многих поколений ташкентцев махалля Олмазор ассоциируется с такими знаковыми объектами как Дом Кино, парк, базар под открытым небом, лагманная, Музей геологии. «Представленная нами серия Urban Memory and Cultural Heritage является визуальным, интеллектуальным и коллективным предложением замедлиться, переосмыслить контекст, в котором мы живем, и попробовать оживить связь между нашим прошлым и постепенно наступающим будущим», — прокомментировала представленные работы фотограф Умида Ахмедова.
В ближайшие две субботы (15 и 22 февраля) галерея запланировала провести открытую дискуссию с фотографами и куратором на тему сохранения исторического облика столицы Узбекистана. Организаторы также анонсировали еженедельный показ фильмов, который будет проходить по средам и начнется 12 февраля с демонстрации картины 1960 года «Mahallada duv-duv gap» («Об этом говорит вся махалля») режиссера Шухрата Аббасова.