В узбекских школах на практические занятия по математике, химии, физике и биологии выделяется лишь 10% учебного времени, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 30-50%. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на совещании о задачах народного образования поручил сократить этот разрыв, увеличив в учебных программах долю практических занятий по точным наукам.
Министерствам народного образования и финансов поручено критически изучить оснащенность школ и обеспечить их современной лабораторной и компьютерной техникой, спортивным инвентарем и другими необходимыми средствами.
В республике 683 класса физики, 897 классов химии и 901 класс биологии не имеют учебно-лабораторного оборудования. Устарело оснащение 7807 классов физики, 7776 классов химии и 7770 классов биологии. 62 тысячи классов не обеспечены современным оборудованием, не хватает 7 тысяч компьютеров. Мирзиёев поручил оборудовать школьные лаборатории новой техникой и увеличить число занятий в них.
Отдельное внимание на совещании уделено повышению знаний и квалификации учителей. На прошлой аттестации 43% из почти 57 тысяч учителей и наставников получили низкие оценки, а средний показатель по республике составил 64 балла по 100-бальной системе.
Кроме того, обсуждались вопросы строительства школ нового типа и поэтапной модернизации действующих. В настоящее время из 9942 школ 2835 нуждаются в ремонте, в 5861 школе из-за перегруженности обучение ведется в две смены. В текущем году намечено построить 36 новых школ и капитально отремонтировать 211.
Образование — одно из направлений, которому уделяется последовательное внимание в реформах Мирзиёева. За последние три года в стране построены более 160 общеобразовательных школ, увеличены зарплаты учителям (за три года размер зарплат вырос в среднем в 2,5 раза), открыты президентские школы для одаренных детей, а также специализированные школы, названные в честь узбекских ученых, творческие школы и военно-академические лицеи «Темурбеклар мактаби».
Чтобы ликвидировать нехватку педагогических кадров, в феврале 2020 года Мирзиёев издал постановление о создании пяти педагогических институтов в регионах — на базе Самаркандского, Андижанского и Бухарского государственного университетов, а также Термезского и Шахрисабзского филиалов Ташкентского государственного педагогического университета.