Международная правозащитная коалиция Cotton Campaign назвала преждевременной отмену бойкота узбекского хлопка. Отвечая на призыв Министерства занятости и трудовых отношений Узбекистана, в Cotton Campaign указали, что с принудительным трудом в республике еще покончено не в полной мере, а ограничения на свободу ассоциаций мешают активистам вести независимый мониторинг соблюдения прав хлопкоробов. Заявление опубликовано на сайте организации.
В нем говорится, что, несмотря на прогресс в искоренении принудительного труда, отменять запрет слишком рано. Снятие бойкота возможно только в случае «полного искоренения принудительного труда наряду с реформами гражданского общества, такими как регистрация НПО, занимающихся мониторингом прав трудящихся».
В коалиции сослались на выводы Международной организации труда о том, что во время сбора урожая хлопка в Узбекистане в 2019 году более 100 тыс. человек были привлечены к этой работе принудительно. «Учитывая политику нулевой терпимости брендов к принудительному труду, <...> необходимы дополнительные гарантии защиты работников», — говорится в ответе Cotton Campaign.
Пандемия коронавируса, которая «оказала разрушительное воздействие на швейную индустрию по всему миру, в том числе повлекла снижение производственных заказов, невыполнение обязательств по существующим контрактам и увольнения работников», представляет еще один один барьер для поиска поставщиков в Узбекистане, добавили в Cotton Campaign.
Старший вице-президент Американской ассоциации одежды и обуви (American Apparel and Footwear Association) Нейт Херман отметил, что видит «исторический прогресс» республики в борьбе с искоренением принудительного труда и с нетерпением ждет открытия рынка, но для этого необходимы «дополнительные гарантии» защиты рабочих.
Кампания по бойкоту была начата в 2006 году, Cotton Campaign организовала акцию Uzbek Cotton Pledge, к которой присоединились около 300 производителей одежды и ритейлеров, в том числе ее поддержали Amazon, Calvin Klein, Adidas и другие крупные бренды. С конца 2000-х годов узбекский хлопок не раз включался в официальные черные списки товаров, при производстве которых используется принудительный труд, так что страна продает хлопок и текстиль в основном на азиатских рынках.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев объявил войну принудительному труду, запретив мобилизовать студентов и госслужащих на сбор хлопка. Правительство Узбекистана рассчитывает увеличить экспорт текстиля до $3 млрд в 2020 году по сравнению с $2 млрд в 2019 году, но в случае снятия бойкота объемы экспорта могли бы удвоиться. По оценкам узбекистанского правительства, прекращение бойкота могло бы дать стране прибыль в миллиард долларов только в 2020 году.