Сумма иска пассажиров за отмененные рейсы к казахстанской авиакомпании Bek Air, прекратившей полеты после катастрофы под Алма-Атой, возросла до 52 миллионов тенге (почти $130 тысяч). С заявлениями обратился еще 161 человек, и теперь деньги требуют 890 пассажиров за 1636 билетов, сообщает InBusiness.kz.
На последнем заседании, состоявшемся 11 июня в онлайн-формате, выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находились в компетенции ТОО Bek Air. Изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, поскольку перевозчик отказывается их предоставить. На суде представительница ответчика Айнур Отарбаева утверждала, что «заведено уголовное дело, и в связи с этим компания не может предоставить никаких документов».
На заседании сторона авиаперевозчика объяснила также, что часть билетов была продана по невозвратному тарифу, сообщает КТК. Одна из истцов, пассажирка Алтын Ильясова, купившая за полгода невозвратные билеты, доказывала, что компания все равно должна вернуть ей деньги: «Было ли уведомление, не было ли уведомления, рейс по факту был отменен. Мы чисто физически не могли воспользоваться своими билетами. Это не по нашей вине, а по вине авиакомпании».
Пассажиры попросили агентство Aviata, в котором покупали билеты, взять на себя часть выплат, но представитель компании отказался, заявив, что компания выполняла лишь функцию посредника между клиентом и перевозчиком и все деньги сразу отправляла на счет Bek Air.
Руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам, но телефонные переговоры к успеху не привели. Следующее заседание суда назначено на 19 июня.
В соответствии с Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте авиакомпания обязана вернуть деньги клиентам за купленные ранее билеты.
В апреле авиационная администрация Казахстана отозвала сертификаты эксплуатанта и летной годности у всех девяти воздушных судов Bek Air, поскольку перевозчик не устранил найденные в ходе проверки нарушения.
Внеплановая проверка была инициирована, после того как 27 декабря 2019 года самолет этой авиакомпании Fokker 100 потерпел крушение рядом с аэропортом Алма-Аты. Основной версией назвали обледенение. В результате погибли 12 человек, в том числе капитан воздушного судна Марат Муратбаев. Второй пилот Миржан Мулдакулов скончался спустя месяц после крушения от тромбоэмболии после выписки из больницы.