В алма-атинской галерее «Artmeken. Территория искусства», расположенной на проспекте Назарбаева, 6 декабря открылась выставка «Дурные шутки», организованная при поддержке Фонда Сорос-Казахстан и посвященная 70-летию подписания Всеобщей декларации прав человека.
«Нынешний год оказался в Казахстане тяжелым с точки зрения прав человека, – отметила куратор выставки Валерия Ибраева. – Это были блокировки социальных сетей и всего интернета, судебные процессы над СМИ (в частности, закрытие популярного портала Ratel.kz), даже запреты на голубые воздушные шарики».
Валерия Ибраева особенно отметила тот факт, что уходящий год ознаменовался появлением мощных гражданских инициатив, в частности таких как «Требуем реформы МВД», которая возникла после убийства фигуриста Дениса Тена автомобильными ворами, и «Сохраним Кок-Жайляу» – в ответ на решение государственных органов строить курорт в заповедном горном урочище. «Эти инициативы объединили людей, которые поняли, что действия или бездействие властей несут прямую угрозу их жизни и здоровью», – сказала искусствовед.
Ришард Коменда, региональный представитель Верховного комиссара ООН по правам человека, подчеркнул, что без свободы слова и самовыражения не будет голоса у других прав: экономических, социальных, гуманитарных. Об этом – и «Дурные шутки» одиннадцати художников, отсылающие к социальным и гуманитарным проблемам сегодняшнего Казахстана.
Выставка продлится до 26 декабря.
-
Региональный представитель Верховного комиссара ООН по правам человека Ришард Коменда (в центре) уверен, что «через фильмы, фотографии, картины мы можем добиться гораздо большего, чем через многостраничные отчеты»
-
Куратор выставки Валерия Ибраева
-
Художественный директор выставки Гаухар Сатпаева
-
Мансур Смагамбетов. Прорыв. 2018. Инсталляция. У композиции, фрагмент которой попал на афишу вернисажа, есть своя история. В 2017 году в Астане прошла международная выставка ЭКСПО под девизом «Энергия будущего». Она обошлась налогоплательщикам в три миллиарда долларов. Какой же выхлоп от столь помпезного мероприятия? Алма-Ата и Астана так и не газифицированы, что уж говорить о других городах. (стоимость газификации Астаны оценивали в 260 млрд тенге ($700 млн). - Прим. «Ферганы»). В прогнозах погоды в Астане появился такой вид атмосферных явлений, как «дым». В Семипалатинске чемпиона Казахстана по дзюдо убили в очереди за углём. А на окраине столицы, в частном секторе, Мансур Смагамбетов увидел мальчика, который вез воду из колонки домой в молочной фляге – так же, как делали в своем детстве и его родители, и дедушка с бабушкой. Художник решил предложить новую технологию для транспортировки живительной влаги – и «окрылил» бидоны, представив на суд зрителей целую эскадрилью
-
Работа художницы Сауле Дюсенбиной There is always hope (Всегда есть надежда) – на первый взгляд, прямая цитата картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», которую в этом году художник с помощью шредера, встроенного в раму, уничтожил прямо на аукционе. Казахстанский «колорит» заключается в цвете шарика. Здесь прямая коннотация с абсурдными событиями этого года, когда полицейские задерживали людей с голубыми воздушными шарами, которые якобы символизировали оппозиционное движение ДВК («Демократический выбор Казахстана») Мухтара Аблязова, признанное экстремистским
-
Прямо на выставке Сауле Дюсенбина провела перформанс: выдавала разрешения на индивидуальные митинги. Разрешения были заверены подписью и печатью общества с ограниченной ответственностью «Счастье уже сегодня». Разрешения можно было уничтожить в том же шредере
-
Справка-разрешение от Дюсенбиной на индивидуальный митинг. Помимо прочих условий, соискатель должен обладать нормативными антропометрическими данными и находиться в стандартной весовой категории
-
В конце 1990-х семейная пара Елена и Виктор Воробьевы прославились картиной «Художник спит». Тогда он спал под розовым одеялом. И вот спустя 20 лет творец проснулся и оказался… в руках доблестных стражей правопорядка. «Винтаж» здесь — от слова «винтить», и на память приходит День казахстанской полиции 23 июня, когда на пешеходной улице Панфилова в Алма-Ате прохожим делали «винтаж» просто так, ни за что
-
Художники Елена и Виктор Соловьевы
-
В 2000 году художник Ербосын Мельдибеков представил проект «Пол Пот», и спустя 18 лет тема получила неожиданное продолжение. «Проект “Вторжение” — о том, как старые, не всегда удачные шутки, черный юмор, иногда пессимистические фантазии через некоторое время становятся реальностью, — говорит художник. — Кошмарные сны и старые наброски для фильма ужасов материализуются. В конце 1990-х, в связи с образованием новых государств, мы наивно верили, что сможем жить в стране, построив демократию и открытое общество. Мы верили в экспериментальное искусство. Тогда мне казалось, что в своем “Пол Поте” я делаю эскизы для фильма ужасов о прошлом, о сталинизме. Но в новой реальности, в эпоху постправды, старые фантазии художника реализуются в действительности – как на двух фото 2018 года, сделанных в современном Узбекистане. Фермеров, не выполнивших план по сбору хлопка, заставили часами стоять в арыке или держать в руках тяжелые камни. ССЫЛКА Мои фантазии художника и современная реальность сливаются в одном проекте, и установить, где документальные фотографии, а где старые постановочные фото, становится почти невозможным»
-
В степи нет ни дерева, ни забора, к которым можно было привязать скот, чтобы не разбредался. Поэтому кочевники использовали для этой цели каменные «девайсы» с вбитыми крючьями. Рашид Нурекеев в композиции «Обратная сторона ветра» интерпретирует степную коновязь как «обратную сторону ветра»: эти в буквальном смысле «привязанности» лишают художника свободы
-
В центре композиции Павла Овчинникова «Без названия» находится белый лист с маленьким голубым пятнышком – казахстанским флагом. Это символ блокировки социальных сетей и даже полного отключения интернета, которые преследовали казахстанцев весь год. В такие часы целая страна выпадала из мирового информационного пространства
-
На заднем плане картины Нурбола Нурахмета «Созвездие» видна карта Алма-Аты. Вспыхивающие на ней желтые точки – места, где проводились несанкционированные митинги
-
Erden Zikibay. Адас (Заблудившийся). Маленькая фигурка между памятником Абаю и скульптурой Назарбаева в алма-атинском Парке первого президента заставляет вспомнить трагедию, случившуюся в этом году с мальчиком из поселка Абай Южно-Казахстанской области, над которым надругались подростки
-
Erden Zikibay. Гулiн болып егiлемiн (Будет расцветать). Работа возвращает нас к декабрьским событиям 1986 года, когда алма-атинская молодежь выступила на центральной площади города против назначения Геннадия Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана
-
Галерея «Artmeken. Территория искусства»
Фото Романа Егорова